Рыбная биржа в Приморье: новый посредник или шаг к цивилизованному рынку
Разговоры о рыбной бирже ведутся на разных уровнях, и действительно периодически такие проекты возникали, но, как правило, только на бумаге, в лучшем случае удавалось провести несколько торгов. По замыслу инициаторов, открытие единой рыбной биржи должно ускорить сбыт рыбы и других морских биоресурсов, послужив при этом интересам как производителей, так и потребителей морепродуктов. Однако, по мнению самих участников рынка, рыбная биржа не устранит посредников, а просто заменит их. Об этом сообщает deita.ru.
«Рыба не биржевой товар»
Биржа, по сути, юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Торговля ведется стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируется нормативными документами биржи.
Сейчас торги проходят, в основном, в электронном виде с использованием специальных программ. Брокеры в своих интересах или интересах клиента выставляют заявки на покупку или продажу товара, и эти заявки соответствующим образом удовлетворяются заявками других брокеров. Основным источником доходов биржи является комиссионный сбор с каждой заключенной сделки, другими источниками могут быть членские взносы, оплата за доступ к торгам, а также продажа биржевой информации.
В случае с рыбой речь идет о товарной бирже – постоянно действующем оптовом рынке чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.
При этом премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ, в ходе совещания о перспективах развития рыбохозяйственного комплекса России, которое состоялось 23 апреля 2014 года в Магадане, заявил, что «рыба не биржевой товар». И этим все сказано.
Несмотря на заявление главы кабинета министров в мае 2014 года ЗАО «Дальневосточная рыбная биржа», созданное во Владивостоке на базе ЗАО «Биржа г.Санкт-Петербург», провела первые торги, на которых была продана красная икра рыб лососевых пород прошлого года. Первую сделку заключило ООО «Корякморепродукт» из Петропавловска-Камчатского.
Отметим, что одним из условий функционирования товарной биржи является наличие складов, где можно оценить отдельные лоты, но в основном торговля идет не имеющимся в наличии товаром, а контрактами на его покупку, то есть фьючерсами. При этом предполагается, что продукция соответствует установленным стандартам. Но вот применительно к рыбе это практически нереально – покупатель должен быть уверен, что по качеству, составу и размеру партия будет однородной, что невозможно гарантировать, если речь идет о свежедобытой рыбе, которая должна быть привезена прямо с судна.
Рыбу на биржу
Собственно, когда сторонники создания рыбной биржи разрабатывали свои идеи, они кивали на опыт, так называемых «азиатских драконов», в том числе и на Южную Корею. Но там – рыбные аукционы, это совсем другая система организации торговли. Как, к примеру, работают рыбные аукционы в Пусане, конкуренцию которым хочет составить Дальневосточная рыбная биржа?
Сначала поставщик привозит продукцию, ее выборочно отбирают для экспертизы и проверки качества, и только после этого лоты выставляют на электронные торги в форме аукциона. Для удобства небольших рыбодобывающих компаний в Южной Корее, Японии и ряде стран ЕС (например, в Испании) существуют и региональные рыбные аукционы, где каждый день мелкооптовые покупатели (представители торговых сетей и ресторанов) покупают свежую рыбу, предварительно оценив ее воочию, причем торги идут на понижение цены.
Следовательно, когда инициаторы проекта говорят о мировом опыте функционирования рыбных бирж, они подменяют понятия (сознательно или нет) – под словом «биржа» подразумевают совсем другое, а именно – рыбные торговые площадки, существующие во многих странах.
Их отличительная особенность в том, что такая площадка, в отличие от товарной биржи или аукциона, сама выкупает у мелких поставщиков добываемую ими рыбопродукцию и потом продает крупным оптовым покупателям. Такие площадки создаются либо государственными структурами (как в Аргентине и Бразилии), либо торговыми сбытовыми объединениями (в большинстве случаев). Вот только с биржевой торговлей это не имеет почти ничего общего. Однако мы, судя по всему, решили пойти «впереди планеты всей» и сделать рыбу биржевым товаром, несмотря на позицию правительства РФ. Осталось только для обеспечения торговли фьючерсами издать распоряжение, чтобы рыба росла по строго определенному биржей стандарту.
«Обещать – не значит жениться»
Впрочем, сами рыбопромышленники это прекрасно понимают. И когда президент ЗАО «Дальневосточная рыбная биржа» Сергей ЛЕЛЮХИН говорит о том, что «организации выразили желание принять участие в торгах на рыбной бирже», он забывает упомянуть о том, что «обещать – не значит жениться».
Прямо скажем, рыбодобывающие предприятия пока без особого восторга относятся к идее продажи своей продукции на бирже. Разумеется, все они помнят, что о создании рыбной биржи говорят уже около 15 лет и все безрезультатно. Но самое главное в другом – остается множество вопросов, на которые нет ответа.
Главным требованием к биржевым товарам является стандартизация их качественных характеристик. Но применительно к рыбопродукции это практически невозможно реализовать на практике, поскольку качественные характеристики этого вида продукции многообразны – почти каждая партия рыбы имеет свои особенности качества с десятками параметров и характеристик, что в свою очередь сильно влияет на цену. Оценка каждой партии крайне субъективна, что практически исключает биржевой подход к торговле водными биоресурсами.
На биржевых торгах физически нет времени разбираться в многочисленных характеристиках товара, которые существенно влияют на цену. И тем более невозможно оценить органолептические характеристики, которые, по сути, являются субъективными, но сильно влияют на оценку (грубо говоря, рыба может соответствовать всем параметрам, но выглядеть так, будто на ней только что сплясали джигу).
Кроме того, есть и другие вопросы: пока остается неясным, сколько должны заплатить участники торгов; как и на каких условиях будет осуществляться доставка; кто будет гарантировать соответствие качества продукции заявленным требованиям и прохождение платежей и т.п.
– Я не могу сказать, хороший это проект или плохой, поскольку, если честно, просто не могу представить себе идею подобной биржи, да и информации по ней существенной нет. А вот спросить организаторов есть о чем, – считает председатель Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ Вячеслав ЗИЛАНОВ. – Например, как они планируют привлекать к торгам предпринимателей этой области? А самое главное, надо знать, какой процент будут платить рыбопромышленники за участие в торгах. Не будет ли он сопоставим с ценой работы посредника? Пока ответов на эти вопросы нет, то и говорить, что биржа поможет развитию рыбной отрасли, рано.
По словам председателя «Рыбного союза» Юрия АЛАШЕЕВА, «никаких проблем с тем, чтобы купить рыбу, сегодня нет. Лучше бы занялись тем, чтобы сертификация была нормальная, вопросами ветеринарного оформления, механизмами поддержки в рамках ВТО».
– Наше предприятие в большей мере заинтересовано в организации аукционной, но не биржевой торговли, – подчеркнул генеральный директор ОАО «Южморрыбфлот» Александр ЕФРЕМОВ. – Это станет возможным в случае создания на Дальнем Востоке рыбоперерабатывающего кластера с современной портовой инфраструктурой и холодильными мощностями, что позволит хранить и экспонировать для оценки качественных характеристик потенциальных покупателей большие объемы рыбопродукции в режиме «бондового склада» до оформления и уплаты таможенных пошлин и сборов. В этом мы видим реальную перспективу.
Нужна ли рыбе биржа?
По словам чиновников и инициаторов проекта, рыбная биржа обязательно нужна, чтобы вывести рыбную отрасль «из тени», сделать все расчеты прозрачными и снизить цены на рынке за счет ликвидации посредников. Но нужна ли для этого биржа? Да, вполне возможно, что рыбная биржа может стать одним из эффективных инструментов торговли рыбопродукцией. Но она не гарантирует, что цены на морепродукцию снизятся.
По мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила ДЕЛЯГИНА, нужно навести порядок в отрасли и создать рыбакам условия в портах, сопоставимые с теми, которые есть в Корее или Японии, когда, например, рыболовецкий корабль только за факт захода в порт Хоккайдо получает скидки. А у нас он сталкивается с бюрократизмом и вымогательством. Также сильно мешают отрасли до сих пор не решенные проблемы с квотированием, которое никак не могут упорядочить и сделать абсолютно прозрачным.
Участники рынка не исключают, что рыбная биржа не устранит посредников, а просто заменит их. Ведь¸ по сути, это проект двух коммерческих структур из Владивостока и Санкт-Петербурга, к которому государство юридически не имеет ни какого отношения. А коммерческие структуры создаются, по определению, для получения прибыли.
– Именно биржевая торговля продовольствием привела к резкому росту цен на продукты питания в последние четыре года, – убежден профессор Российского государственного аграрного университета Рафкат ГАЙСИН. – Огромные финансовые ресурсы в поисках прибыльного применения хлынули на товарные биржи и стали подогревать ажиотажный спрос и цены на продовольствие. По оценке профессора, если бы не этот спекулятивный фактор, то цены, например, на зерновом рынке выросли не в 2,6 раза, а в полтора раза.
Как сообщил на условиях анонимности сотрудник антимонопольного ведомства, «создание рыбных бирж может привести к повышению цен, потому что биржевые инструменты резко увеличивают волатильность цен и амплитуду колебаний».
В свете введения правительством РФ продовольственного эмбарго на импорт ряда продукции, в том числе рыбной, из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии, есть надежда, что государство изменит подход к отечественной рыбодобывающей отрасли и создаст российским рыбакам условия, при которых им будет выгодно и удобно работать на внутренний рынок.
Если правительство сочтет необходимым, оно может создать государственную рыбную биржу, фактически осуществляя государственные интервенции на рынке водных биоресурсов по аналогии с зерновыми интервенциями. И тогда государство сможет контролировать рынок и процесс ценообразования, не отдавая этот процесс на откуп коммерсантам.