Рыбный день возвращается
Как сделать рыбу доступной для потребителя? Свой ответ на этот вопрос дает ФГУП «Нацрыбресурс»: необходимо создать целостную транспортно-логистическую цепочку поставки рыбопродукции в центральные регионы страны и восстановить рыболовные порты. Об этом сообщает nfr.ru.
В течение последнего года Россия столкнулась с целым рядом внешних вызовов, связанных с введенными против нее экономическими санкциями. Не избежали этих проблем и отрасли, отвечающие за обеспечение населения продовольствием. Рост цен на продовольственные товары способен создать определенную социальную напряженность в обществе, чего государство не должно и не позволит себе допустить. Состояние продовольственной корзины населения, обеспечивающей каждого проживающего в стране полноценным и доступным по цене питанием, становится определяющим показателем продовольственной безопасности страны.
Вообще понятие «продовольственная безопасность страны» определяется как ситуация, при которой все граждане государства в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. И роль рыбопродуктов в этой связи сложно переоценить. Согласно рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, которые подготовлены Минздравом России (Приказ № 593н от 02.08.2010), человек должен потреблять 18-22 кг рыбы и рыбопродуктов в год, т.е. три-четыре порции в неделю. Кстати, при отсутствии мяса или его недоступности рыба способна заменить его с точки зрения содержания животного белка. И вполне логично предположить, что страна, омываемая 13 морями и имеющая одни из наиболее значимых запасов рыбы в мире, может себе это позволить. Но с одним условием - рыбопродукция должна иметь доступную цену и высокое качество и приходить к нам на берег.
Однако парадокс ситуации в настоящий момент заключается в том, что более 40% добываемой в стране рыбы уходит за границу. Это стало возможным в результате того, что многие рыбопромысловые компании ориентируются в своей деятельности на экспорт добытых водных биологических ресурсов. Рыбопринимающая и рыбоперерабатывающая инфраструктура в наших рыбных портах, оставшись без необходимых для работы потоков рыбопродукции, практически перестает существовать. И чтобы вылавливаемая в нашей исключительной экономической зоне рыба попадала на российский берег, требуются значительные инвестиции для восстановления и модернизации портовой и производственной базы. А без восстановленной инфраструктуры рыболовных портов поставка рыбы в необходимых населению объемах будет просто физически невозможна.
Как же так получилось?
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В советское время, когда рыбным хозяйством руководило целое министерство, рыболовство нами велось практически во всем Мировом океане. Рыбопромысловый флот имел свою рыбную разведку, свою обслуживающую рыбацкие корабли инфраструктуру, включая транспортный и танкерный флот, и даже рыбопоисковую авиацию, в том числе специально оборудованные самолеты Ил-18. В специально оборудованных морских портах, куда привозили рыбу, существовала гигантская инфраструктура по приему, хранению и переработке рыбопродукции. Была налажена транспортно-логистическая цепочка по поставке рыбы в глубь страны. Рыба потреблялась населением в больших количествах. Старшее поколение прекрасно помнит выражение «четверг — рыбный день». Поставлялась продукция рыболовства и на экспорт — но не в виде замороженного сырья, а в виде готовой продукции, например консервированной рыбы, знаменитых камчатских крабов, икры.
После развала СССР и повальной приватизации, разобравшей гигантскую и высокоэффективную рыбохозяйственную машину на мелкие куски, были разорваны все существовавшие хозяйственно-экономические связи. Корабли стали частными, береговая инфраструктура приватизирована или разрушена. Отрасль как единое целое, по сути, перестала существовать. Выловленная в водах России рыба и другие гидробионты стали уходить за границу в больших количествах. Валютная же выручка начала оседать в карманах рыболовных бизнесменов.
И, казалось бы, пусть! Рынок вырулит в нужном направлении. Но так случилось, что не вырулил. В новых экономических условиях российский рыбный рынок в значительной мере стал контролироваться зарубежными компаниями, как покупающими рыбу на экспорт, так и поставляющими ее по импорту. Рыбные порты без рыбы опустели и со временем были рады переориентироваться на перевалку других, непрофильных грузов. С удовольствием избавившись от бремени необходимости содержания холодильников и прочих проблем, связанных с перевалкой скоропортящегося рыбного груза. Поэтому инфраструктура, выстроенная в свое время под интересы рыбной промышленности, пришла в негодность и со временем была практически ликвидирована. А на водных биоресурсах, добытых в наших морях, «выросли» достаточно большие иностранные города, как, например, в свое время захудалые поселки северного побережья японского острова Хоккайдо (Вакканай, Немуро. Кусиро и др.) и частично корейский Пусан, а также некоторые прибрежные поселения Китая.
Ситуацию так или иначе надо было брать под контроль. И важным рычагом, с помощью которого государство может это сделать, были не подвергшиеся приватизации причалы рыбных портов как имеющие важное стратегическое значение для страны. Это связано с тем, что причальная сеть предприятия зарезервирована к использованию в условиях военного времени, в том числе для обеспечения нормированного снабжения войск и населения страны продуктами.
Поэтому в 2008 году Правительство России принимает решение о передаче части гидротехнических сооружений (ГГС) рыбных портов в управление специализированному подразделению Федерального агентства по рыболовству, ФГУП «Нацрыбресурс», с задачей организации их эффективного использования в интересах отрасли.
2014 ГОД - ПРИХОД НОВОЙ КОМАНДЫ
В январе 2014 года на пост руководителя Федерального агентства по рыболовству приходит Шестаков Илья Васильевич. И первые же его заявления вызывают волнение в рыбацком бизнес-сообществе. Ведь предлагаемые новым руководителем ведомства меры напрямую коснулись перспективных контрактов с зарубежными компаниями, наладившими широкий сбыт российской рыбы на зарубежных рынках. Бизнес, в значительной мере ориентированный на экспорт выловленных биоресурсов и получающий иногда почти трехсотпроцентную прибыль, начал мягкое противодействие идеям молодого, амбициозного и государственно ориентированного чиновника.
Серьезная роль в реализации новой политики Росрыболовства отведена развитию инфраструктуры, включая гидротехнические сооружения рыбных портов, находящиеся в хозяйственном ведении подведомственного ему предприятия «Нацрыбресурс», где в марте того же года поменялась руководящая команда. Основная задача, поставленная Росрыболовством перед ФГУПом, была определена предельно четко — воссоздать на базе рыбных портов центры по обслуживанию судов рыбопромыслового флота и обработке рыбопродукции. А с учетом августовского указа Президента «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» задача обеспечения поставок рыбы в Россию вышла на уровень обеспечения продовольственной безопасности страны. Соответственно, задачи, поставленные перед «Нацрыбресурсом», приобрели гораздо большую значимость.