Рыбный Союз: устаревшие нормы по содержанию мышьяка в рыбо- и морепродукции наносят урон бизнесу и потребителям
Ранее Fishnet.ru уже сообщал, что надзорные ведомства не спешат пересматривать нормативы по мышьяку в рыбе и рыбной продукции. Мы обратились в Рыбный Союз за разъяснениями, в чем сложности в нормировании мышьяка и почему так долго, больше 10 лет тянется вопрос с гармонизацией этих норм в соответствии с международными стандартами.
Комментирует специалист по безопасности и качеству Рыбного Союза к.в.н. Ирина Пульчева:
- Мышьяк повсеместно распространен в природе. Он обнаруживается в грунтовых водах и открытых водоемах, воздухе, почве и, конечно же, в продуктах питания, является одним из элементов, встречающихся в природе в свободном виде и, в частности, в морской воде – естественной среде обитания рыбы и морепродуктов. Также мышьяк присутствует в водно-биологических ресурсах (ВБР) в двух формах: органической и неорганической. Большая его часть в тканях гидробионтов находится в нетоксических (органических) формах, которые не представляют опасности для человека.
В Российской Федерации и странах ЕАЭС содержание общего мышьяка в рыбе и морепродуктах регулируется Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», куда оно было перенесено из нормативов, установленных еще в 2002 году в СанПиН 2.3.2.1078-01. «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Содержание этого элемента таблицы Менделеева в речной рыбе и икре не должно превышать 1 мг/кг, в морской рыбе, моллюсках, ракообразных и водорослях – 5 мг/кг (в сумме для органической и неорганической форм мышьяка).
В то же время, в большинстве развитых стран, ведущих активное рыболовство и имеющих высокий уровень потребления рыбной продукции, например, в Южной Корее (57,7 кг на человека в год) и в Японии (52 кг на человека в год) содержание мышьяка в ВБР вообще не нормируется. В Китае токсикологическая оценка мышьяка выполняется только для его неорганической формы, а в США установлена норма общего содержания мышьяка только для ракообразных на уровне 76 мг/кг. В Европейском союзе содержание мышьяка в продуктах питания не регламентируется вовсе (регламент ЕС №1881/2006), в то же время директива комиссии 2009/141/ЕС устанавливает максимальные уровни общего содержания мышьяка (т. е. суммы органического и неорганического) в кормах в диапазоне 2–40 мг/кг. При этом, в примечании к директиве указывается, что по запросу уполномоченных органов ответственный исполнитель должен провести анализ, показывающий, что в кормах и их компонентах морского происхождения содержание неорганического мышьяка не превышает 2 мг/кг. Австралия и Новая Зеландия в стандарте ANZFA 1.4.1 «Контаминанты и природные токсиканты» устанавливают максимальные уровни содержания неорганического мышьяка 1 мг/кг в моллюсках и морских водорослях и 2 мг/кг в рыбе и ракообразных. То есть Россия – это единственная страна, которая нормирует содержание органической формы мышьяка, да еще и с весьма жестким критерием в 5 мг/кг.
Исследования, проведенные международным научным сообществом (Scientific Opinion on Arsenic in Food EFSA Panel on Contaminants in the Food Chain (CONTAM) European Food Safety Authority (EFSA), Parma, Italy), не выявило никаких рисков в связи с повышенным содержанием мышьяка в рыбопродукции, о чем есть соответствующий отчет на сайте Европейского агентства по безопасности продуктов питания.
По мнению Рыбного Союза, следует разграничить токсичную (неорганическую) и нетоксичную (органическую) формы мышьяка, как это делается во всем мире, и гармонизировать норматив в соответствие с международными стандартами. Пока же специалисты Россельхознадзора и Роспотребнадзора, регулярно выявляют рыбу и морепродукты с превышением ПДК по этому показателю, штрафуют рыбаков и переработчиков, предписывают уничтожать такую продукцию.
При этом, данные мониторинга только ФГБУ «ВНИРО» за 2009-2018 гг. свидетельствуют о том, что превышение содержания общего мышьяка в мышцах наблюдается у 50-80% основных видов промысловых рыб. Эти исследования подтверждают, что, руководствуясь ныне действующими устаревшими нормами по содержанию мышьяка в ВБР нужно или закрывать весь промысел или же пересматривать устаревшие нормы. При этом рыбодобытчики не имеющие возможности измерить ПДК мышьяка в добытой продукции прямо на судне – находятся в неизвестности, удастся ли им реализовать свой улов или они понесут убытки.
Все это негативно сказывается на ассортименте выпускаемой российскими рыбопереработчиками продукции и недозагрузке мощностей рыбоперерабатывающих предприятий на фоне снижающегося потребления населением рыбы и морепродуктов, которое за последние пять лет по данным Росстата сократилось на 30%.
Экономические потери внутреннего рынка за период с 2009 по 2018 год, согласно отчету ФГБУ «ВНИРО» уже составили в натуральном выражении 1,6 млн. тонн продукции, среднегодовые потери России в стоимостном выражении по тем же данным оцениваются в 43,5 млрд. рублей.
Несмотря на то, что проблема предельного содержания мышьяка в ВБР была поставлена Правительством России перед отраслевой наукой еще десять лет назад, до сих пор она изучается регуляторами рынка в академическом режиме. Об этом свидетельствует очередное заседание межведомственной рабочей группы на площадке Росрыболовства 28 мая 2020 года, по итогам которой ее участники договорились обменяться данными и, в очередной раз, проанализировать зарубежный опыт.
Рыбный Союз предлагает как можно скорее гармонизировать российские требования по содержанию мышьяка ВБР с международными. Также, мы понимаем, что внесение изменений в техрегламент «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) согласно процедуре займет примерно два-три года.
Для нас, как отраслевого объединения рыбопереработчиков, очень важно, чтобы дискуссия перешла с академического уровня на практический, и вопрос нормирования мышьяка в ВБР сдвинулся с мертвой точки, чтобы позволить уже сейчас рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим предприятиям полноценно осуществлять свою деятельность и эффективно выполнять задачи, поставленные Президентом России, по насыщению рыбой и морепродуктами внутреннего рынка и увеличению выручки от экспорта рыбной продукции.