Рыболовецкие колхозы сегодня
Интервью с председателем рыболовецкого колхоза «Дружба» (Паранайск, Сахалинская область). Андреем Леонидовичем Долгушиным.
- Андрей Леонидович, расскажите о своём предприятии, чем сейчас живёт производство, какие цели и задачи перед собой ставите?
- Наш сельскохозяйственный производственный кооператив – рыболовецкий колхоз «Дружба» - единственный рыболовецкий колхоз в Сахалинской области, который остался ещё с тех самых советских времён. Предприятие является социально значимым для района. В этом году за две недели января после праздников хорошо отработали, выловили весь свой 100% объём наваги, сейчас его продадим. В дальнейшем будем смотреть по погоде и ледовой обстановке – будем вылавливать селёдку, кукумарию, на июнь у нас запланирован минтай. Лососёвой путины не будет, уже 6 лет горбуша проходит мимо нас. Перестраиваемся на белорыбицу, также надеемся на летнюю и осеннюю кету. Занимаемся глубокой переработкой – у нас есть своё консервное производство - до 100 тонн в сутки сырья оно перерабатывает в консервы более 18 наименований. Сложные времена у нас были, когда новые правила рыболовства должны были выйти 1 января 2019 года, а вышли они в июле месяце, пришлось чуть притормозить.
- В тех районах, где Вы ловите, охарактеризуйте сегодня состояние экологии и ресурсной базы – что убыло, что прибыло?
- Наш промысловый район – это залив Терпения Восточно-Сахалинская подзона. Я с 1996 года работаю на предприятии, изменения по воде по заливу очень большие. Раньше в заливе работало более 40 единиц мелко тоннажного флота (наших МРСок) и все запасы подорвали – навагу, камбалу, весь ресурс. Позднее законодательной базой часть ввели в ОДУ, и те компании, которые работали по олимпийской системе, они выбыли из этой игры. Сейчас в заливе у нас чуть более 20 единиц флота, почти на 50% сократилось. За последние 10 лет стада наваги, камбалы восстанавливаются довольно неплохо. Наука с 2020 года на Восточно-Сахалинскую подзону начала добавлять объёмы. У нас на производстве находятся научные сотрудники СахНиро. Мы благодарны им за то, что они делают огромную работу несмотря на недостаток финансирования.
- Ощущаете ли климатические изменения, потепление? Есть ли этот климатический фактор?
- Есть. Я живу много лет на Сахалине, и если в детстве снега было по второй этаж, то сейчас в январе иногда идёт дождь. Если раньше разница ночной и дневной температур держалась около плюс минус 3-5 градусов, то сейчас эта разница в 10-15 градусов. Конечно гидрологические изменения произошли, какие-то течения поменялись, не случайно же пропал лосось. То, что говорят про браконьеров, это да, но это не главное.
- А что учёные говорят, какие прогнозы даёт наука?
- Наука смотрит, конечно, но у нас научные сотрудники в основном 3-4 года отработали и уезжают, этого времени недостаточно для оценки для анализа долгосрочных циклов.
- А Вы как руководитель на сколько обычно планируете своё производство – на 3-5 лет?
- Относительно ресурса тут хотя бы на полгода сориентироваться. В конце года нам каждый раз наука даёт объёмы на год, фактически у нас по ресурсу годовое подтверждённое планирование.
- Какой флот у Вас сегодня в хозяйстве?
- У нас на предприятии находится 9 единиц малотоннажного флота (типа МРС-150, МРС-225), которые были выпущены на Благовещенском судоремонтном заводе, они относительно свежие, у них 8-10 лет стажа. Если сравнить, то в 2013 году мы построили пароход. В лизинг он обошёлся нам в 36 млн рублей. А сегодня такой же стоит 100 млн. рублей с лишним, таких денег он стоить не должен, конечно. Также у нас один морской и один прибрежный буксир.
- Расскажите историю Вашего предприятия?
- Наше предприятие колхоз «Дружба» было организовано из 7-ми мелких артелей в 1959-м году. И по сей день, у нас те члены, которые отработали более 3-х лет, они вступают в члены колхоза, вносят свою долю, работают и приносят пользу. Сегодня у нас таких 210 учредителей, форма собственности колхозная, производственный сельскохозяйственный кооператив. С 1959 года 7 артелей объединились в один колхоз, вели промысел, закупали малый флот, построили гаражи, сети пошивки, начали развивать инфраструктуру. Сегодня мы социально значимое предприятие, помогаем району. Самое главное у нас работает местное население - постоянно 320 человек и ещё к этому на путину набираем сезонно от 100 до 200. Это всё прибрежное рыболовство.
- Ваше мнение отношении нормативной правовой базы, с какими проблемами сталкиваетесь?
- За последние 2 года в законодательную базу вошло, что суда обязаны заходить на сдачу на берег. После выгрузки уже заполняем журнал и происходит переработка. Вся рыба идёт через берег. Пограничники свою работу делают. Одна проблема была у нас в отношении Инструкции № 5 о сдаче рыбы на берег, коэффициенты в которой были прописаны ещё с советских времён с 1992 года. И когда вышли новые Правила рыболовства, эти инструкции не прикрепили, получилось из-за этого со стороны Пограничной службы претензии в нашу сторону. Но надеемся, что эта ситуация скоро исправится.
- Ваша позиция в отношении «исторического принципа» распределения ресурса?
- Работаем непрерывно с советских времён с 1959 года, наглядный пример исторического принципа в полном объёме. Хотелось бы такого же отношения и со стороны государства в плане ресурса. Для планирования хозяйства этот фактор чрезвычайно важен, в нём для нас и планирование хозяйственной деятельности и занятость людей, развитие, обновление флота и поселковой инфраструктуры. В отношении малых предприятий рыболовства во всём мире есть приоритет - это принцип традиционности. Рыболовство - это то чем занимались все наши поколения в наших краях. История России складывалась именно из таких вот малых небольших прибрежных хозяйств. Это уже потом в отрасли появились крупные рыбопромышленники.
- Чувствуете влияние цифровизации?
- Практически нет. Электронный промысловый журнал мы не используем. У нас суда не пересекают 12-ти мильную зону, ССД не подаём. Для прибрежки это не нужно. Экипаж всего 7 человек, один капитан в рубке. Интернета, когда уходим в море практически нет. Объёмы у нас небольшие. 2 тыс. тонн наваги выловили, часть в Москву отгружаем. До Москвы нашу сахалинскую рыбу возят сейчас автомобилями в современных рефконтейнерах в пределах 20-25 дней. Приёмка замеряет на месте все параметры и везут на распределительные центры, а оттуда уже в магазины. Пробовали железной дорогой отправлять - не сложилось, сложно и долго. Температурные условия транспортировки на ж/д не соблюдаются, можно потерять всю партию, потом ещё к тебе и претензии напишут.
Беседу вела координатор проекта «Морская политика»
Центра стратегических оценок и прогнозов
Анна Горнова