Рыбоперерабатывающие фабрики Мурманска испытывают острый дефицит сырья
Уловы российских рыбаков растут. В 2015 году они добыли 4,4 миллиона тонн рыбы, достигнув рекорда за последние 15 лет. Но в этой бочке меда есть очень неприятная ложка дегтя: по-прежнему немалая доля российской рыбы идет на экспорт, причем 90 процентов ее составляет мороженое сырье низкой степени переработки. Об этом сообщает murmansk.kp.ru.
Заграница нам не поможет
Напомним, 19 октября состоялся Госсовет по вопросам рыбохозяйственного комплекса под председательством президента Владимира Путина. Его участники констатировали, что сегодня в российской рыбной отрасли существует большой перекос в сторону экспорта. Глава государства напомнил, что первоочередная задача отрасли – наполнить российский рынок качественной отечественной рыбопродукцией по доступной цене. Ни руководство страны, ни самих ее граждан не может устраивать тот факт, что почти 70 процентов доходов рыбодобывающих предприятий основаны на экспорте сырья. И с тех пор положение не изменилось. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков 7 апреля в Москве на заседании коллегии подчеркнул: 90 процентов экспортируемой рыбы имеет низкую степень переработки.
О том, что главная проблема российской рыбной отрасли – ее ориентированность на экспорт – до сих пор не решена, говорят и те показатели, с которыми завершили 2015 год рыбаки Мурманской области. По данным ПИНРО, предприятия прибрежного промысла Заполярья в минувшем году выбрали 97 процентов своей квоты трески и пикши, доставив в порт Мурманск более 30 тысяч тонн рыбы. Как и прежде, часть этого объема была поставлена предприятиями Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Карелии. Стоит учесть, что 27800 тонн рыбы доставлены в порт в охлажденном виде, причем поставками охлажденки занимаются главным образом мурманские рыбаки, так как карелы, ненцы и архангелогородцы везут сюда мороженую рыбу.
Проблема нехватки прибрежных квот по-прежнему остается одним из главных препятствий для развития мурманской рыбопереработки. В течение многих лет прибрежные квоты остаются почти неизменными, тогда как океанические квоты за это время выросли в разы. Например, в 2015 году прибрежная квота Мурманской области составила 14506 тонн трески и 6930 тонн пикши (14620 тонн готовой продукции). Доставить в Мурманск 27800 тонн охлажденной рыбы удалось лишь за счет того, что некоторые предприятия располагают не только прибрежными, но и океаническими квотами. Кроме того, вместе с треской и пикшей многие прибрежники добывают и привозят в Мурманск порядка 4700 тонн неквотируемых объектов промысла – например, камбалы, зубатки, сайды.
Порту нужны корабли
Часто приходится слышать, что прибрежники лоббируют лишь свои узкие коммерческие интересы, сражаясь за дополнительные квоты. Мол, им тоже хочется откусить побольше выручки, в том числе от экспорта. Что ж, остается лишь привести статистику, которая говорит сама за себя. За 2015 год предприятия прибрежного промысла Мурманской области отправили на экспорт 1,5 процента добытого сырья. Это просто ничтожно на фоне экспорта океанистов, которые отправляют за границу 70-80 процентов добытой рыбы.
Еще один важный вопрос – количество судозаходов в порт Мурманск. Именно от этого зависит благополучие порта и портовиков. Мурманские суда-охлажденщики совершили за год 1055 судозаходов – больше, чем любые другие корабли вместе взятые. Если учесть, что мурманские прибрежники имеют 47 судов, то нетрудно подсчитать, что в среднем одно судно прибрежного промысла за прошлый год сделало 22 судозахода в порт Мурманск. К любопытным выводам можно прийти, если вспомнить, что суда, полностью обеспеченные квотами, совершили за год более чем по 40 судозаходов в порт. Иными словами, из-за нехватки квот суда прибрежного промысла загружены приблизительно на 50 процентов. Имей они столько квот, сколько позволяют им промысловые возможности, они совершили бы более 2 тысяч судозаходов в порт и доставили бы сюда не менее 60-70 тысяч тонн трески и пикши, полностью загрузив береговые рыбоперерабатывающие мощности и окончательно решив проблемы с дороговизной рыбы в мурманских магазинах.
Океанисты считают эти аргументы лукавством. Они возражают: мол, мы привозим в Мурманск тысячи тонн замороженной рыбы, но ее не берут. А это значит, что потребности Мурманска в рыбе вовсе не так велики, как пытаются их представить рыбопереработчики и прибрежники, заинтересованные в увеличении квоты. Однако это противоречие разрешить достаточно просто, если вспомнить, что на доставленную ими в Мурманск рыбу океанические предприятия назначают цены на уровне европейских. Вполне естественно, что такую рыбу не берут или берут очень неохотно. Например, цена килограмма такой рыбы, предлагаемой рыбопереработчикам в Норвегии или Голландии, составляет около 3 долларов или 210-220 рублей. Но Мурманск – это не Европа, доходы граждан здесь куда ниже. После того, как "невостребованная" рыба океанистов пролежит в холодильниках Мурманского рыбного порта месяц-два, ее без шума и пыли отправляют на экспорт. Идеальная схема, позволяющая невинность соблюсти и капитал приобрести. Поэтому мурманские рыбопереработчики предпочитают покупать рыбу у прибрежников. Во-первых, потому что охлажденное сырье более качественное, во-вторых, стоит оно дешевле: килограмм пикши - 110 рублей, а трески – 185.
Президент – за охлажденку!
Значение рыбного промысла для экономики прибрежных регионов огромно. Совсем недавно на "Прямой линии" с президентом Алексей Обрезкой из Сахалинской области заявил, что рыбацкие поселки продолжают разрушаться, флот стареет. Аналогичные проблемы есть в Мурманской области. Приходят в упадок некогда многолюдные прибрежные поселки - Ура-Губа и Териберка. Тем не менее, общая стоимость рыбы, доставленной прибрежниками в Мурманск, составляет около 5 миллиардов рублей, из которых около 1,5-2 миллиардов остаются в Мурманске в виде оплаты услуг и товаров местной инфраструктуры, сопутствующей рыбацкому промыслу. Океанические предприятия, зарабатывающие колоссальные деньги на экспорте, вкладывают в Мурманск куда меньше. Например, один из рыбодобывающих холдингов сейчас строит на западном берегу Кольского залива рыбофабрику, стоимость которой составляет около 2 миллиардов рублей. Это просто мизер, если учесть, что за много лет океанические предприятия этого холдинга экспортировали миллионы тонн рыбы и выручили за нее миллиарды долларов. Тогда как прибрежники эти 2 миллиарда оставляют в Заполярье не эпизодически, а каждый год, имея лишь 7 процентов от общей квоты на вылов трески и пикши. К примеру, одно предприятие прибрежного промысла имеет квоту в среднем 438 тонн. Поэтому сегодня в условиях дефицита сырья, когда спрос вдвое выше предложения, килограмм охлажденной трески и стоит 237 рублей в супермаркетах Мурманска. В нынешний кризис такие цены мало кому по карману.
Как показало мартовское заседание Северного научно-промыслового совета, в 2015 году положение лучше не стало. Как и прежде, в марте СНПС в очередной раз распределял научные квоты и квоты третьих стран. И если научные квоты достались прибрежникам, то квоты третьих стран впервые за 7 лет отдали океанистам. Объяснением послужило то, что, мол, добываемая по прибрежной квоте рыба "тоже экспортируется". Даже в охлажденном виде! А ведь это нонсенс, почти невозможно везти за границу скоропортящуюся охлажденную рыбу. За последние 15 лет ее экспорта не было вообще.
Но президент дал рыбакам надежду, что скоро "экспортному перекосу" океанистов наступит конец.
- Рыба должна доставляться на берег в свежеохлажденном виде, - подчеркнул глава государства на недавней "прямой линии". - Тогда ее замораживать и куда-то отправлять уже невыгодно по экономическим соображениям. Есть надежда на то, что эта рыба пойдет как раз на наши предприятия. Квоты предполагается давать тем, кто занимается именно такой деятельностью и использует свои собственные суда. Они смогут рассчитывать на дополнительную квоту - 20 процентов от той, которую они уже имеют. Те, кто нарушат соглашение с государством, будут лишаться квот вообще. Кроме того, 20 процентов квот предполагается направить на инвестиционную деятельность. Из этих 20 процентов 5 – для вложения в инфраструктуру на берегу и 15 процентов – чтобы строить новые суда.