Рынку нужны цивилизованные рамки
Насыщению российского рынка качественной рыбопродукцией препятствуют как слабый контроль и отсутствие стандартов в сфере переработки, так и устаревшая торгово-логистическая инфраструктура. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на РИА Fishnews.ru.
Беспокойство у участников рынка вызывает отсутствие стимулов развития и роста для крупных и средних рыбоперерабатывающих предприятий. Одной из важнейших проблем, по их мнению, является слабый контроль за качеством переработки и отсутствие какого-либо серьезного единого стандарта производства, который мог бы осуществляться на государственном уровне.
«Сегодня современные, отвечающие всем ветеринарным и санитарным требованиям предприятия по-прежнему выглядят редкими островками в море мелких производств низкого уровня. Однако производить хорошее качество это всегда дороже, и конкурировать крупным современным предприятиям с мелкими порой трудно, а значит, в этот сектор не идут инвестиции, отрасль не модернизируется», – сообщил вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Денис Саврасов.
Напомним, выступая в феврале на III Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства, первый заместитель Председателя Правительства РФ Виктор Зубков отметил сложности, которые испытывает отрасль с производством и сбытом рыбной продукции: «Все вы знаете, ее непросто произвести, а успешно реализовать – зачастую еще сложнее. Эти проблемы нам хорошо известны и понятны. Это и необоснованное завышение цен, и отсутствие специализированных рыбных рынков, и наличие в цепочке поставок многочисленных посредников, зачастую фирм-однодневок. В результате цена рыбопродукции в рознице в разы превышает ее себестоимость».
По мнению экспертов, высказанный вице-премьером перечень проблем можно было бы собирательно обозначить как несоответствие устаревшей торгово-логистической инфраструктуры снабжения населения рыбо- и морепродуктами современным вызовам.
«Сетевые розничные предприятия серьезно продвинулись вперед, вводя международные стандарты при реализации, – это и ледяные прилавки для «охлажденки», и открытые бонеты для замороженной рыбы и морепродуктов. В то же время дистрибуция базируется на старых неэффективных логистических цепочках, унаследованных с советских времен. В их числе устаревшие хладокомбинаты, отсутствие современных распределительных центров в крупных городах, проблемы с тарифами на перевозки продукции как железнодорожным, так и автотранспортом, ненужные перевалки и перепродажи продукции», – полагают в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка.
Возможно, отечественному рынку стоило бы воспользоваться опытом таких стран как Испания или Китай, где инфраструктура по дистрибуции, обработке и упаковке рыбы и морепродуктов объединена в масштабные логистические центры и приближена к центрам потребления (Мадрид, Шанхай). Такая политика приводит к снижению издержек при доставке рыбы от производителя, сохраняет качество продукции, предоставляет потребителю широкий ассортимент, а производителю – прямой доступ на конечный рынок, и, конечно, снижает цену продажи. По словам Дениса Саврасова, «называть это рыбной биржей немного упрощенно, так как рыба – не биржевой товар, но и Москва, и другие российские города давно уже испытывают потребность в таких крупных организованных товарных площадках».
Отдельного внимания заслуживает тема недобросовестной конкуренции. Как ни странно, за необходимость более жесткого контроля за участниками рынка выступают в первую очередь сами производители. «Мы только начинаем понимать, что наличие большей свободы подразумевает еще большую ответственность. Однако проблема занижения таможенной стоимости при уплате пошлин, невозврата банковских и товарных кредитов, «черного нала» и других видов мошенничества широко присутствует на рыбном рынке, – считает Денис Саврасов. – К сожалению, организационный уровень рыбного бизнеса еще сильно отстает от современной реальности, и мы видим необходимость работы в Ассоциации для придания ему более цивилизованного имиджа».