Рынок добычи рыбы могут снова переделать под интересы одной компании
Как сообщалось ранее, принцип «аукционной добычи» водных биоресурсов планируется распространить не только на добычу крабов. Такой сюрприз рыбопромышленникам преподнес Национальный план развития конкуренции, который должен утвердить, но ещё не утвердил президент страны.
После его принятия, аукционный принцип распространиться на все сферы экономики. Как сообщил президент ассоциации рыбопромышленников края Георгий Мартынов, в вопросе развития рыбной отрасли эти изменения не помогут.
«В 2004 году общероссийский вылов упал до 2,9 миллиона тонн в год — это самый минимальный объём за всю историю отрасли. И именно в этом году мы принимаем федеральный закон о рыболовстве с сохранением водных биологических ресурсов, куда закладываем буквально выстраданный принцип — долгосрочное распределение ресурсов на основе вылова предприятий. И объём вылова начал расти — в 2018 году общероссийский вылов составил 5,1 миллиона тонн», — сообщил Георгий Мартынов.
Поправки, ставящие под сомнение развитие отрасли, внесли в федеральный закон в 2016 году, предложив закрепить в договоре с рыбопромышленниками изначально прописанный объем вылова, оставив в стороне реальные объемы улова. На введение аукционного принципа настаивает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Несмотря на то, что ранее рыбопромышленники, депутаты Госудумы, сенаторы договорились о том, что аукционы коснутся только крабов, а все остальные биоресурсы будут добываться, как и раньше. Но новый проект Национального плана развития конкуренции предполагает иной ход развития ситуации.
«ФАС продвигает идеи аукционных продаж квот на все основные водные биоресурсы, а также выставлять на аукционы весь прирост общего допустимого улова, при этом умалчивая, что делать в случае его сокращения», — говорит руководитель АРП ПК.
Одна из основных целей, которые преследует ФАС своими поправками — это создание для малого и среднего бизнеса преимущественного права на доступ к природным биоресурсам. Однако, по условиям проведения крабовых аукционов, компании-победители, кроме цены за сам лот, должны построить еще суда-краболовы. Стоимость одного судна составляет порядка 1 миллиарда рублей.
«Какое предприятие малого и среднего бизнеса сможет выполнить все требования? Если новый план по развитию конкуренции будет принят, то рыбопромышленной отрасли на Дальнем Востоке — конец», — отмечает президент приморской ассоциации рыбопромышленников.
Как сообщалось ранее, в прошлом году на аукционный принцип было переведено распределение половины долей квот на добычу крабов. И ещё перед стартом крабовых аукционов аналитики писали о том, что одним из выгодоприобретателей становится «Русская рыбопромышленная компания», принадлежащая Глебу Франку. Именно аффилированные с РРПК предприятия выиграли значительную часть лотов.
Теперь, судя по всему, вслед за крабами на аукционный принцип может быть передано и распределение долей квот на другие виды водных биоресурсов.
Кстати, РРПК является крупнейшим в стране добытчиком минтая: всего в 2018 году она выловила около 240 000 тонн. За компанией закреплены квоты на добычу более 320 000 тонн рыбы в год, из них 75% приходится на минтай.