С начала года зафиксированы шесть фактов уничтожения улова экипажами добывающих судов
Пограничное управление по восточному арктическому району подвело итоги деятельности по контролю промысла в Охотском море с января 2020-го. С начала года зафиксированы шесть фактов уничтожения улова экипажами добывающих судов.
Сокрытие и уничтожение улова – один из наиболее острых вопросов морского промысла, особенно минтаевого. Речь идет о нежелательном прилове молоди, малоразмерных особей и малоценных видов. Некоторые экипажи выбрасывают такую рыбу за борт без ее учета, оставляя только самую дорогую часть улова.
В начале 2000-х выбросы молоди и неикряного минтая достигали огромного объема, что привело к негативным последствиям и для запасов этой рыбы, и для бизнеса. Чтобы избежать катастрофы, в 2007 году рыбацкое сообщество добилось внесения нормы выхода икры минтая в правила рыболовства. Выбросы улова стали снижаться, однако это зло пока не изжито полностью.
Факты выброса за борт неучтенной части улова все еще фиксируются. С начала этого года в Охотском море были выявлены шесть таких нарушений (в 2019 году – четыре).
Наиболее ярким примером служит нарушение, допущенное капитаном СРТМ «Юмир» (порт приписки – Петропавловск-Камчатский, а судовладелец из Владивостока – ООО «Невод»). Установлено, что на судне без учета выбрасывались за борт малоразмерные особи сельди. При этом на борту обнаружилось распоряжение гендиректора компании выпускать продукцию не ниже 1 сорта размером не менее «27 см +» и «29 см +». Согласно судовым документам, СРТМ «Юмир» добыл 450 тонн исключительно «первосортной» сельди. С учетом данных о районе промысла можно предположить, что могло быть выброшено до 120 тонн сельди, не имеющей «товарной ценности».
В марте 2020 года материалы по «Юмиру» были переданы в 310 военную прокуратуру гарнизона Тихоокеанского флота.
По словам начальника погрануправления по восточному арктическому району Романа Толока, меры, принятые его ведомством, повысили ответственность добытчиков. Информация о превышении допустимого прилова, поступающая с флота, стала более объективной. Так, в 2020 году в Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства поступило на 25% больше сообщений о превышении допустимого прилова молоди минтая в уловах добывающих судов при снижении общего количества флота, задействованного в минтаевой путине.
По мнению пограничного управления, наиболее эффективной мерой профилактики нарушений на промысле может быть внедрение технических средств видеофиксации, электронного учета и прямого взвешивания уловов.
Комментарий преподавателя кафедры промышленного рыболовства Дальрыбвтуза Артура Майсса:
Считаю, что необходимо ежегодно вырабатывать стратегию промысла для каждого запаса минтая в зависимости от состояния популяции, конъектуры рынков сбыта и пр. Например, если появилось высокоурожайное поколение, то ясно, что в уловах будет много молоди. Тогда надо либо увеличивать норму прилова молоди и принимать валовую стратегию, если состояние запаса позволяет такое изъятие, а рынки сбыта не обвалятся от такого объема, или закрывать промысел в местах возможного скопления молоди.
Добавлю, что существующая структура судовых суточных донесений (ССД) отличается низкой информативностью. Из получаемых донесений невозможно определить параметры, ключевые для рационального рыболовства: габариты орудия лова, переменные режима лова для каждого траления, характеристики облавливаемого скопления. Система учета, доставшаяся нам от советской плановой системы, не позволяет объективно оценивать объемы и состав уловов. Поэтому необходимо вносить научно обоснованные изменения в систему подачи ССД через электронный промысловый журнал для оценки каждого промыслового усилия и рационального использования водных биоресурсов.