Сахалинские рыбоводы попытались узнать у областных властей "правила игры" на путину-2017
Встреча с заместителем председателя регионального правительства Игорем Быстровым прошла на заседании ассоциации лососёвых рыбоводных заводов Сахалинской области 3 мая.
Как пояснили рыбопромышленники, самое главное для них — понять, какие "правила игры" устанавливают власти в путину 2017 года. Можно ли будет ставить рыбоучётные заграждения? Будут ли приниматься оперативные решения в условиях очень скромного подхода рыбы в этом году? Есть ли надежда на новые законодательные инициативы, которые закрепят за заводами право добывать выращенную ими же рыбу?
Ассоциация предложила изменения как в федеральный закон об аквакультуре, так и в правила рыболовства по Дальнему Востоку, утверждённые Минсельхозом РФ. Так, в закон нужно внести норму о том, чтобы рыбоводные хозяйства могли без аукционов заключать договоры на пользование своими водными участками. Сегодня участки выставляются на торги и по сути любой предприниматель России может претендовать на водоёмы рыбоводных заводов.
В правила рыболовства члены ассоциации хотят внести условия, при которых разрешается ставить рыбоучётные заграждения (РУЗы) для предотвращения гибели лососей при прогреве воды в устьях рек, при полностью искусственном воспроизведении вида в конкретном водоёме, после пропуска определённого процента производителей к нерестилищу и так далее.
В целом разговор только обозначил существующие проблемы и примерные пути их решения. Игорь Быстров считает, что одно из главных направлений — определить, что делать с государственными рыбоводными заводами, которые создают конкуренцию частным. Возможно, их следует приватизировать или же оставить для выполнения "социальных" задач — разведения ресурсов, которыми будет пользоваться "неопределённый круг лиц".
Необходимость установки РУЗов он предложил определять в каждом конкретном случае в зависимости от заполнения нерестилищ. Зампредправительства обещал рыбоводам поддержать их инициативу с рыбоучётными заграждениями. При этом, конечно, областные власти попросту не имеют полномочий для решения основных проблем.
— Есть полномочия и есть компетенции, — пояснил Быстров. — Можно быть всей душой за, но если это не наши полномочия, то не мы принимаем решения. Нашу позицию мы озвучивали не один раз.
В частности, область может помочь в вопросе мониторинга заполнения нерестилищ — звено вертолётов на пожароопасный период формируется с запасом, есть резерв, но если рыбоводные заводы хотят получить информацию, эти траты не должны идти за счёт бюджета. При этом отслеживать заполнение рек — всё-таки функция федерального агентства по рыболовству.
Быстров настойчиво призвал членов ассоциации ускорить создание рабочей группы при областной комиссии по анадромным видам рыб. Эта группа уже была одобрена в текущем году, но так и не создана, потому что правительство ожидало конкретных предложений от рыбопромышленников. В составе такого объединения, куда вошли бы представители бизнеса и властей разных уровней, можно было бы оперативно решать многие насущные вопросы.
Прозвучал и вопрос, есть ли какие-то прогнозы по подходам кеты в этом году.
— Есть, но пока очень печальные, — признал Игорь Быстров.
По его мнению, в этом нет вины рыбоводов, в океане проходят какие-то серьёзные процессы, но это временное явление, которое нужно пережить. В Японии тоже наблюдается снижение подходов рыбы, и далеко уже не первое.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области Андрей Коваленко, принявший активное участие в заседании, рассказал, что работает в том числе над вопросом, чтобы участки рыбоводным предприятиям предоставлялись на бесконкурсной либо приоритетной основе.
— Мы редко встречаемся в таком составе, и сразу получить ответы и решения вопросов, особенно тех, которые касаются федерального поля, невозможно, — подвёл он итоги собрания. — Поэтому, я думаю, эта первоначальная встреча должна на самом деле перерасти в рабочую группу, где будут "расшиваться" проблемные вопросы, касающихся наших аквакультурных предприятий.