СахНИРО: «горячие точки» лососевой путины 2012
В преддверии подходов горбуши к берегам Сахалина традиционно оживляются дискуссии по организации и регулированию ее промысла. Однако есть район, в отношении которого «горбушевая» полемика продолжается уже не один год – это залив Анива. Следует напомнить, что в 2011 году при прогнозе почти в 22 тыс. т, на акватории залива вылов горбуши составил чуть более 8 тыс. т. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии СахНИРО.
Наиболее слабые подходы отмечались в западной части залива, где рыбаки добыли всего 1,5 тыс. т. По этому поводу в обращениях Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива в адрес губернатора Сахалинской области и СахНИРО отмечалось «…На протяжении 2007-2011 годов, независимо от «рыбного» или «нерыбного» года, подходы лосося к рыбопромысловым участкам упали в 2-5 раз по сравнению с долголетними традиционными объемами вылова, причем по всем без исключения участкам в заливе Анива…». Судя по цитате, высокие уловы в данном районе воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Очевидно, именно поэтому снижение в 2011 г. уловов горбуши в заливе Анива до 8,0 тыс. тонн вызвало волну недоумения и возмущения, спровоцировало мнение о «длительном отсутствии подходов тихоокеанских лососей», подтолкнуло на поиски правых и виноватых. К слову, в вышеуказанном письме слабые подходы лососей связывались с работой завода по сжижению природного газа и терминала его отгрузки в п. Пригородное.
Общеизвестно, что динамика вылова массовых промысловых объектов (в том числе и тихоокеанских лососей) четко соответствует флюктуациям их численности. Поэтому, о каком длительном отсутствии подходов горбуши может идти речь, если взглянуть на историю ее промысла в зал. Анива с 1947 г. (рисунок)? В среднем, за 65-летний период годовая добыча горбуши в заливе составляла 8 тыс. тонн. Если разделить поколения четных и нечетных лет, то среднемноголетний вылов равен 5 и 11 тыс. т, соответственно. До середины 1980-х годов уловы были невелики, хотя и имели некоторые подъемы. В дальнейшем обозначился тренд роста численности в большей степени нечетных и в меньшей – четных генераций. Аналогичные изменения, кстати, коснулись практически всех популяций горбуши Дальневосточного региона. В 2011 г. вылов впервые с 1993 г. оказался немного ниже средней величины для генерации нечетных лет. Как видно из статистики, «длительное отсутствие подходов» - это скорее миф. При этом, необычным кажется не резкое падение улова в 2011 г., а высокий уровень численности, наблюдавшийся в первом десятилетии XXI века, так как уже с середины этого периода обозначилась тенденция к уменьшению запаса. В целом, долгопериодные изменения позволяют предположить, что численность горбуши после всплеска возвращается к естественному «среднему» уровню.
Если обратиться к результатам промысла 2011 г., то на фоне достаточно благополучных предыдущих нечетных лет падение, действительно, оказалось больше, чем мы ожидали. Тем не менее, такое развитие ситуации вполне вписывается в представления о том, что на небольших участках, к которым можно отнести зал. Анива, повышение или снижение численности популяций проявляется более резко, так как здесь в большей мере сказываются местные проявления лимитирующих факторов среды. Кроме того, многолетние данные промысла свидетельствуют, что после подходов в зал. Анива высокоурожайных поколений горбуши следовало снижение численности их потомков, что отражалось на вылове. В ряде случаев такое снижение было многократным. Так от поколения 1989 г., обеспечившего в 1991 г. вылов в 30 тыс. т, родилась генерация, давшая всего 3,5 тыс. т, соотношение вылова родителей и потомков в 2006 и 2008 гг. составило 55 и 25 тыс. т, соответственно. Не стал в этом смысле исключением и рекордный по подходам лососей 2009 г., когда в зал. Анива было поймано 57 тыс. т, а вернувшейся после нереста этого года горбуши добыли только 8 тыс. т.
Зная подобные закономерности, на 2011 г. прогнозировалось трехкратное уменьшение численности подходов горбуши в зал. Анива по сравнению с урожайной родительской генерацией. Столь пессимистичный прогноз был обусловлен комплексом факторов. В первую очередь, на маленький возврат повлияло чрезмерное заполнение естественных нерестилищ п-ва Крильонский. Так, в 2009 г. при вскрытии нерестовых бугров в р. Кура на протяжении 15-ти километрового участка не было обнаружено живой икры, а число мертвых икринок было сопоставимо с 1991 г., когда в реке также наблюдалось 4-6 кратное переполнение. Высокая численность производителей на нерестилищах в 2009 г. в сочетании с неблагоприятной гидрологической обстановкой на реках привели, в одних случаях, к многократному перекапыванию нерестовых бугров, в других - к массовым заморам. В итоге, осенью реки представляли собой «сточные каналы», набитые мертвой икрой и разлагающейся рыбой. На нерестилищах рек, расположенных севернее р. Урюм, обстановка была более благоприятной, что впоследствии и подтвердили результаты учета покатной молоди на одном из притоков р. Лютога. Реки восточного побережья зал. Анива в 2009 г. были заполнены производителями на уровне, близком к оптимальному, а нерест горбуши, в целом, прошел нормально. Коррективы в прогноз внесли и осенние паводки, вызвавшие подвижки грунта и повышенную гибель отложенной в него икры, на таких реках, как Шешкевича, Игривая и Островка.
Тем не менее, реальные подходы горбуши в 2011 г. оказались существенно ниже ожидаемых. Анализ всех имеющихся данных, включая распределение фактического вылова по побережью, позволил сделать предположение о причинах этого явления. Известно, что пути преднерестовой миграции части горбуши, воспроизводящейся в реках и на ЛРЗ зал. Анива, могут пролегать вдоль восточного побережья Тонино-Анивского полуострова. Это подтверждено результатами мечения.
При этом, статистика промысла горбуши у юго-восточного побережья о. Сахалин показывает, что в последние годы произошло значительное увеличение уловов на участке, расположенном от м. Свободный до м. Анива. В частности, уже в 2010 г. ее добыча здесь превысила 7 тыс. т. За период с 1994 среди четных поколений эта цифра оказалась самой большой (в предыдущие годы уловы колебались от 45 т до 3 тыс. т). В 2011 г. вылов горбуши на этом отрезке побережья увеличился еще больше – 17 тыс. т. При этом, есть все основания считать, что для большей части вылавливаемой рыбы этот район является транзитным, поскольку нерестилища горбуши в восточных реках Тонино-Анивского п-ва в дефиците (всего около 60 тыс. кв. м, которые при благоприятных условиях могут обеспечить вылов около 2 тыс. т горбуши). Для сравнения, в зал. Анива площади нерестилищ почти в 30 раз больше. Учитывая, что основной миграционный поток горбуши на участке от м. Свободный до м. Анива направлен в зал. Анива, можно допустить, что порядка 10-12 тыс. т горбуши, были перехвачены в указанном районе. В результате, на ряде рек зал. Анива наблюдался дефицит производителей.
Понятно, что такая ситуация требует определенных мер регулирования, которые позволили бы уменьшить перехват транзитной рыбы вдоль восточного побережья Тонино-Анивского полуострова. В итоге, на текущую путину предложено вводить ограничения на промысел на неводах, расположенных от м. Свободный до м. Анива при достижении совокупного вылова на этом участке в 3 тыс. т, т.е. того объема, который при самых благоприятных условиях может обеспечить репродуктивный потенциал рек данного района. Естественно, такие ограничения опять вызвали недовольство у рыбопромышленников, только на сей раз не у анивских, а тех, у кого промысловые участки к югу от м. Свободный. Опять в прессе зазвучали обвинения в адрес сахалинской рыбохозяйственной науки в «шаманстве» и т.п. Однако, здесь уместно напомнить, что меры регулирования, ограничивающие перехват тихоокеанских лососей, применяются и в других районах Сахалино-Курильского региона. Например, в этом году, в результате долгой полемики с рыбаками и учеными Камчатки были введены строгие ограничения по объему квот, срокам и районам лова тихоокеанских лососей у северных Курильских островов. Конечно, рыбаки этого района восприняли данные меры без оптимизма, но и без каких-то истерик, понимая, что пропуск лосося к районам размножения – это приоритет при регулировании их промысла. Аналогично на северо-западе Сахалина уже давно квотируется вылов кеты, транзитом проходящей вдоль островного побережья в р. Амур. В целом, ситуация с перехватом транзитных миграционных потоков тихоокеанских лососей на Сахалине в очередной раз свидетельствует о том, что при организации промысла необходимо «отталкиваться» от рек, как основы происхождения запаса. С биологической точки зрения - это наиболее обоснованный подход.
Возвращаясь к горбуше залива Анива, можно кратко резюмировать следующее:
Уровень ее численности подвержен значительным межгодовым колебаниям.
Флюктуации запаса обусловлены, в первую очередь, естественными причинами, и в меньшей степени факторами антропогенного происхождения.
В ближайшие годы предполагается снижение величины уловов в данном районе.
Для стада горбуши зал. Анива высокий уровень уловов (более 10 тыс. т – для поколений четных и более 20 тыс. тонн - для поколений нечетных лет) несвойственен и является, скорее, исключением, обусловленным совпадением ряда благоприятных факторов.
И, в заключение, на наш взгляд, уместно привести один интересный факт, касающийся влияния на лососей завода СПГ и терминала в п. Пригородное. Ручей Голубой, протекающий по охраняемой территории завода и впадающий в непосредственной близости от печально известной своим бытовым браконьерством реки Мерея, имеет нерестилища горбуши. По нашим наблюдениям в 2011 г. нерестовые площади этого ручья были на 100% заполнены производителями горбуши, а в мае-июне этого года учтены хорошие показатели ската молоди от успешно отнерестившихся в ручье родителей.
И.о. зав. лаб. динамики численности лососей Живоглядов А.А. к.б.н.
Вед. н.с. лаб. динамики численности лососей Антонов А.А. к.б.н.