Севморпуть не рыбное место
Неделю назад первое и пока единственное в эту навигацию судно с грузом рыбы прошло Севморпуть. На этой неделе рефрижератор «Skyfrost», принадлежащий греческой Laskaridis должен прийти в Петербург. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на SeaNews.
По информации Росрыболовства, в эту навигацию консолидированных отправок по Севморпути не планируется, единичные отправки, если они будут, не превысят 10-15 тыс. тонн. Для сравнения, в прошлом году перевозки рыбопродукции по СМП составили порядка 40 тыс. тонн, было сделано несколько рейсов. Главный сдерживающий фактор, как и в прошлом году, – тарифы. Но не только они. Скорость доставки, которую принято считать важным преимуществом Севморпути, в данном случае не аргумент. О плюсах и минусах СМП для рыбаков SeaNews рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов.
Василий Игоревич, неделю назад Севморпутем прошел рефрижератор греческой компании Laskaridis. Планируются ли в этом году перевозки по СМП рыбной продукции судами российских судовладельцев, как в прошлом году?
В.Соколов: Росрыболовство считает, что СМП является не просто дополнением железнодорожным перевозкам рыбы в центральные части России, но скорее альтернативным и равнозначным маршрутом. С одной стороны, прохождение Северным морским путем сокращает время доставки, с другой стороны, уменьшает число проверок и, соответственно, несет меньше рисков для отправителя. Однако при нынешних тарифах на ледокольную проводку, даже с учетом скидок Атомфлота стоимость доставки по СМП близка к стоимости доставки через Суэцкий канал. Затраты на дежурство ледоколов в районах СМП практически равнозначны затратам на проводку в летний период. Т.е. ледокол «съедает» во время просто дежурства столько же денег, сколько и во время ледокольной проводки. Поэтому заявления, что снижение ставок на перевозку рыбы якобы значит перенос этих затрат на плечи налогоплательщика – это «плач в пользу бедных». Мы по-прежнему считаем, что если есть намерение развивать СМП, то рыба – это тот продукт, который должен по нему идти.
Перед лососевой путиной мы специально собрали совещание во Владивостоке. Росрыболовство волновал вопрос отправки рыбы в центральные регионы России в разгар лососевого промысла. Наученные горьким опытом, мы предполагали, что в пик поставок рыбной продукции на российскую территорию мы получим традиционный рост тарифов, который ежегодно консолидированно устраивают операторы подвижного состава. Каждое лето в течение последних 3 лет мы наблюдаем сезонный рост в 2-2,5 раза на доставку рыбной продукции из Владивостока и с Сахалина. В этом году мы прогнозировали еще и осложнение по причине проведения саммита АТЭС. В этой связи были предприняты усилия по поиску и обеспечению альтернативных путей доставки. СМП рассматривался как один из них. Однако Атомфлот четко заявил, что считает нецелесообразным менять предельные тарифы для рыбы и предложил договориться, вроде бы логично предложив снижать цены в зависимости от объемов перевозок. Условие было, что если набирается грузопоток более 100 тыс. тонн, то с 1000 руб. за тонну стоимость будет снижена до 850 руб.
Все эти условия Атомфлота мы озвучили рыбакам. Однако рыбаки справедливо заявили, что в этом году основной лососевый промысел ведется в Охотском море, а не с тихоокеанской стороны Камчатки. Поэтому теряется эффект сокращения расстояния. Плечо до Владивостока короче, чем идти в Северный Ледовитый океан вокруг Камчатки. Напомню, что скидки Атомфлот обещал снижение при объемах 100 тыс. тонн и выше. Но в России рыбаки и трейдеры, к сожалению, действуют каждый на свой страх и риск. Крупных трейдеров как, скажем, в Китае или в США, способных под свои или заемные ресурсы взять объем рыбы, превышающий единовременно хотя бы 50 тыс. тонн, в России нет. Поэтому возможности договориться у рыбаков практически не было, хотя попытки собрать заявки и консолидировать поставки Росрыболовство предпринимало. В общем, на совещании перед путиной рыбаки внятно заявили, что не намерены отправлять в текущем году рыбу по СМП. Уже в ходе путины камчатские предприниматели, учитывая традиционную загруженность Владивостока, сообщили, что все-таки собираются отправить порядка 3-5 тыс. тонн лосося в Санкт-Петербург по Северному морскому пути. Они рассчитывали совместить эти отправки с планируемой отправкой одной из крупных ритейлерских и перерабатывающих компаний, а именно «Русское море».
Сколько в итоге рыбы планируется перевезти по Севморпути с Дальнего Востока в этом году? И будут ли отправки в обратном направлении?
В.Соколов: Консолидированных поставок именно от рыбопромышленников в текущем году не предполагается. Могут быть единичные поставки отдельных компаний, и объем этих отправок, по нашим ожиданиям, не превысит 10-15 тыс. тонн. В настоящий момент только один транспорт пошел СМП.
В то же время, на следующий год мы планируем существенно большую активность. В 2013 году будет преимущественно работать Восточная Камчатка. Т.е. основные объемы вылова лосося на Камчатке придутся на тихоокеанское побережье, которое географически расположено выгодно для транспортировки Северным морским путем. При этом есть ощущение, что в работе РЖД и операторов подвижного состава улучшений за этот год не произойдет. Поэтому в 2013 году альтернативный маршрут будет актуальным, особенно если сохранится погодная и гидрологическая ситуация текущего и прошлого годов.
Вопрос обратных поставок не менее важен, учитывая, что стоимость прохода порожняком получается зачастую даже выше, чем проводка с грузом. Однако существует ряд проблем, в первую очередь связанных с отсутствием контактов у поставщиков рыбы с Дальнего Востока с поставщиками товаров из европейской части России на Дальний Восток. Но это не дело рыбаков, а скорее возможности непосредственно транспортных компаний, которые имеют самых разных клиентов и могут организовать такие логистические схемы.
Получается, главный вопрос при отправке рыбы Севморпутем – это все-таки стоимость транспортировки?
В.Соколов: Вопрос тарифов по-прежнему остается болезненным. Еще раз повторю тезис, озвученный Атомфлотом в прошлом году: «ледокол требует во время дежурства столько же денег, сколько и при летней ледокольной проводке». В этой связи вообще абсурдно рассчитывать на какой-либо «справедливый» тариф для рыбы. В последнее время делаются заявления, что предельные тарифы основаны именно исходя из рентабельности грузов. Условно – нефть стоит дешевле рыбы, поэтому на нее и тариф меньше. Однако при этом забывают, что рыба рыбе рознь. Так, скажем, если горбуша сейчас во Владивостоке стоит от 56 до 80 руб./кг, то минтай – 33-35 руб./кг, сельдь – 28 руб. Т.е. в настоящее время стоимость нефти, 25-26 тыс. руб. за тонну, примерно соответствует стоимости рыбного сырья из белорыбицы.
То, что плюсом СМП является скорость доставки рыбы с Дальнего Востока в центральные регионы, это миф – везти красную рыбу быстро Северным морским путем рыбаки и трейдеры особо не хотят. Летом спрос на рыбу в России традиционно низкий. Рост потребления приходится на зимние месяцы. Поэтому время в дороге зачастую играет на руку трейдерам, так как за время в пути цена растет, а за хранение при этом платить не надо. В общем, есть много нюансов, плюсов и минусов доставки по железной дороге и СМП, и каждая компания сама считает свои риски и прибыли. Однако очевидно, что если мы хотим оживить поток по СМП, то тарифы надо снизить, и сделать это волевым решением. Росрыболовство предлагает установить их на уровне тарифов за лес или 118 руб./тонну на период с июля по сентябрь. Это даст толчок для поставок рыбной продукции в центральные регионы, и объемы могут достигнуть 100-150 тыс. тонн с дальнейшим ростом.
То судно, что уже прошло Севморпутем – какой на нем груз и когда он должен прийти в порт назначения?
В.Соколов: Рефрижератор «Skyfrost» (судовладелец Laskaridis ship. LTD) с 8265 тоннами мороженой рыбопродукции, насколько мне известно, прибудет в порт Санкт-Петербурга 20 сентября. Груз принадлежит «Русской рыбной компании» (дочка компании «Русское море»), которая и в прошлом году доставляла партию рыбы по СМП. Кроме того, на том же транспорте доставляется горбуша камчатской компании «Ллойд-фиш». Кроме продукции из лососевых, на транспорте есть продукция из так называемых донно-пищевых рыб (камбала и минтай).