Севморпуть отнимет у РЖД 40% перевозок
По данным Центра фирменного транспортного обслуживания, в январе - августе этого года объёмы погрузки рыбы выросли на 13,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший прирост отмечен по Дальневосточной (+16,9%) и Калининградской (+129,4%) дорогам. А вот на Северной магистрали было зафиксировано снижение на 37,6%.
По мнению управляющего портфелями ЦБ УК «Солид Менеджмент» Георгия Ельцова, снижение объёмов погрузки рыбы по северному направлению имеет несколько причин. «Во-первых, на этом направлении средняя изношенность искусственных сооружений на железной дороге превышает 60%, и эти объекты требуют срочной модернизации. Второе вытекает из первого: источник этой самой модернизации - тарифы на перевозку грузов. Так как более 95% всех рыбных перевозок приходится как раз на частных операторов подвижного состава, то, только повышая тарифы, РЖД могут быть в плюсе», - говорит эксперт.
Рост объёмов транспортировки рыбы на дальневосточном и калининградском направлениях аналитики объясняют абсолютным историческим рекордом вылова красной рыбы на Дальнем Востоке. В целом выловлено более 200 тыс. тонн.
«Учитывая хорошую путину в начале года, подвижной состав железных дорог имеет высокую востребованность у клиентов», - отмечает руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
Однако, по его прогнозам, несмотря на хорошие экономические результаты работы железнодорожников, следующий год может стать проблемным: количество рыбопродукции для перевозки может сократиться за счёт снижения объёмов вылова и ухода части груза на морской транспорт.
Конкурентом железной дороги может стать Северный морской путь. «В этом году основные игроки на рыбном рынке совместно с «Атомфлотом» перевезли по Северному морскому пути несколько транспортных рефрижераторов, общее число перевезённой рыбы - свыше 10 тыс. тонн (перевозчик «Дальрифер»). Рыба в пути была меньше месяца, и если сравнивать перевозки по железной дороге и по морю, то последние существенно выигрывают в первую очередь за счёт значительного увеличения объёмов разовых перевозок», - указывает г-н Ельцов.
По его мнению, Севморпуть уже в 2012 году может «отвоевать» у РЖД порядка 40% этого сегмента перевозок, и с развитием судоходства такого плана в Северном Ледовитом океане этот процент перерастёт в львиную долю. К слову, это позитивно скажется на потребителях, цена для которых должна снизиться в европейской части России на 35-40%.