Сезон А: время подводить итоги
В Охотском море завершается зимне-осенний сезон А минтаевой путины (январь – начало апреля). Предварительным итогом этого промысла, его проблемам и перспективам посвящено интервью министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрея Здетоветского
– Андрей Георгиевич, какой объем минтая в этом году предстояло освоить рыбакам в Охотском море? Высок ли процент освоения?
– В 2020 году суммарный общий допустимый улов (ОДУ) минтая в северной части Охотского моря установлен в объеме 1 млн 64 тысяч тонн (на 100 тысяч тонн больше, чем в 2019 году), в том числе в Северо-Охотоморской и Западно-Камчатской – по 383 тысячи тонн, в Камчатско-Курильской – 298 тысяч тонн. Камчатские предприятия получили право освоить в 2020 году порядка 670 тысяч тонн минтая.
Принимая во внимание высокую рентабельность лова за счет возможности заготавливать икру минтая, наибольшее предпочтение промышленники традиционно отдают сезону А. В соответствии с правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна минтаевая путина сезона А в северной части Охотского моря заканчивается 31 марта в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах Охотского моря и 10 апреля в Северо-Охотоморской подзоне. По оценкам ученых, путина 2020 года складывается благоприятно. Предполагается, что выделенные объемы за сезон А могут быть освоены более чем на 80%.
– Принимаются ли меры против распространения коронавируса на флоте, работающем в море? Ждет ли карантин суда, которые будут возвращаться в Петропавловск с промысла?
– В конце февраля Федеральное агентство по рыболовству рекомендовало добывающим и транспортным судам рыбопромышленного флота, которые побывали в Республике Корея и Китае, перед возвращением на промысел заходить в российские порты. Такое требование объясняется необходимостью эпидемиологического контроля. Росрыболовство ведет круглосуточный мониторинг ситуации, получая оперативную информацию от судовладельцев и рыбопереработчиков. Регулярно проводятся заседания штаба по обеспечению противоэпидемиологических мероприятий для недопущения распространения коронавируса COVID-19. В нашем регионе также действует штаб по противодействию завозу коронавирусной инфекции на территорию края. Чтобы не допустить чрезвычайную ситуацию в Камчатском крае, глава региона 12 марта издал распоряжение № 267-р. Этот документ установил требование к судовладельцам, чей флот посещал страны, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией, а также контактировавших с судами из этих стран в условиях промысла. Согласно данному требованию при заходе в порт Петропавловска-Камчатского необходимо оставлять суда на карантине на 14 дней с даты последнего контакта с иностранными гражданами.
– Решена ли проблема перегрузов рыбной продукции в море, которая возникла из-за требования ставить на карантин транспортный флот?
– В феврале 2020 года введение карантинных мероприятий вызвало задержку перегруза рыбопродукции. Вынужденный простой добывающих судов составлял до 2 суток. В настоящее время, по имеющимся в нашем министерстве сведениям, существенных затруднений с перегрузом продукции в минтаевой экспедиции нет.
– За последние годы произошло существенное сокращение и старение добывающего флота на Камчатке. Эта тенденция продолжается? Сказывается ли это на итогах промысла?
– По данным Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства, в минтаевой путине 2020 года задействованы 46 рыболовных судов, принадлежащих камчатским предприятиям. Для сравнения, в 2019 году в северной части Охотского моря промысел минтая вело 51 судно камчатских компаний. Учитывая информацию о вылове минтая, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо проблем у камчатских пользователей с освоением выделенных им квот.
Отмечу, что на начало 2020 года в Государственном судовом реестре зарегистрированы 648 единиц рыбопромыслового флота Камчатского края. Для сравнения: в 2018 году в ГСР значились 654 судна. С 2008 по 2020 годы предприятия рыбохозяйственного комплекса края построили, приобрели и модернизировали 21 рыбопромысловое судно. Так, в 2019–2020 годах Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина построил три траулера-сейнера проекта SK-3101R нового типа, не имеющих аналогов в России, которые могут доставлять охлажденную рыбу на береговые перерабатывающие предприятия региона. Кроме того, в 2019 году по заказу колхоза им. В.И. Ленина на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (г. Калининград) началось строительство большого морозильного траулера проекта 5670WSD «Виктор Гаврилов» (самого большого рыбодобывающего судна указанного класса в России).
Строительство крупно- и среднетоннажных судов также ведут ПАО «Океанрыбфлот», ООО «Камчаттралфлот». В рамках программы обновления малого рыбопромыслового флота Камчатского края 25 декабря 2019 года на дальневосточном судостроительном заводе АО «СЗОР» началось строительство малого рыболовного сейнера МРС-150L, модернизированного проекта 1338. Заказчик судна – ООО «Витязь-авто».
Принимая во внимание высокую заинтересованность рыбохозяйственных предприятий края в дальнейшем развитии, а также действующие федеральные программы по обновлению флота (выделение инвестиционных квот для строительства рыбодобывающих судов, возможность возврата 30% затрат, потраченных на строительство маломерного судна, предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение новых судов взамен сданных на утилизацию и т. д.), в ближайшие пять лет прогнозируется рост заказов на строительство современных добывающих судов.
– Рыбные компании также вкладывают деньги в береговые, портовые мощности Камчатки. В частности, получил развитие транспортно-логистический терминал «Сероглазка». Может ли Камчатский край стать альтернативой портам Китая и Южной Кореи в плане перевалки рыбной продукции?
– Что касается ООО «Терминал «Сероглазка», в 2019 году это предприятие отгрузило более 100 тысяч тонн рыбной продукции. В настоящее время оно реализует инвестиционный проект, который через три года позволит повысить количество отправляемых грузов до 300–400 тысяч тонн в год. При этом, например, в 2019 году камчатские рыбохозяйственные предприятия добыли 1,5 млн тонн водных биоресурсов, что составляет 45% вылова по Дальневосточному бассейну и более 31% общероссийского вылова. Конечно, такой объем продукции пока невозможно транспортировать, используя исключительно мощности камчатских логистических компаний, даже после запланированной модернизации ООО «Терминал «Сероглазка».