Шантаж и "схемы" для доступа к природным ресурсам России – неприемлемы
Председатель Общественного совета при Росрыболовстве озвучил позицию Совета по острой для рыбной отрасли России теме.
"Считаем абсолютно неприемлемыми любые попытки иностранных государств или иностранных деловых кругов получить доступ к природным ресурсам России, используя незаконные схемы или оказывая давление на Россию". Такую позицию Общественного совета при Росрыболовстве по поводу ранее озвученной в прессе версии о возможной "торговой войне", объявленной властями КНР российским экспортерам минтая, высказал его председатель, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. Единственной возможностью получить доступ к промыслу минтая в российских водах Тихого океана для предприятий КНР является предоставление им в рамках межправительственных договоренностей незначительных лимитов — исключительно на платной основе, также заявил Зверев. Заявление председателя ОС при Росрыболовстве было распространено в официальных соцсетях Общественной палаты РФ.
Напомним, что в июле этого года вышел в свет доклад о рынке минтая Pollockonomics британского некоммерческого финансового аналитического центра Planet Tracker. Один из главных выводов авторов доклада заключается в том, что Китай — главный покупатель российского минтая — может использовать закрытие своих портов для импорта этой рыбы под предлогом нераспространения COVID-19 для того, чтобы добиться от России права самостоятельно добывать минтай в исключительной экономзоне РФ в Тихом океане.
Как сообщалось ранее, в декабре 2020 года власти КНР под предлогом борьбы с распространением коронавирусной инфекции закрыли свои порты для рыбопродукции, традиционно поступающей туда из стран АТР. Такое решение оказалось очень болезненным и для российских рыбаков (прежде всего — для добытчиков минтая), заставив нести финансовые потери, снижать добычу, срочно искать новые рынки сбыта и пр. Ситуация, которую в прессе уже окрестили "китайским локдауном", сохраняется и по сей день.
"Российско-китайский диалог по вопросам торгово-экономического сотрудничества происходит на нескольких ведомственных уровнях, а также в форме регулярных межправительственных встреч. Возможность предоставления вылова российского минтая китайским предприятиям существует только в форме предоставления на платной — особенно это подчеркиваю, платной — основе незначительного объема в рамках российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства, — заявил председатель ОС при Росрыболовстве Герман Зверев. — Участие иностранных юридических лиц в деятельности российских рыболовных компаний возможно только на основании ограничений, установленных недавно внесенными поправками в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Иные способы получения доступа к водным биологическим ресурсам России законом не предусмотрены. Общественный совет при Росрыболовстве продолжит внимательно следить за развитием этой ситуации".
Как ранее сообщалось, 5 июля этого года Герман Зверев обратился с письмом, содержащим в том числе предложения по задействованию для решения проблем с поставками рыбопродукции в КНР механизма по выявлению и снятию барьеров и ограничений в торгово-экономической и инвестиционной сферах, созданного Минэкономразвития РФ совместно с Министерством коммерции КНР, к министру экономического развития России Максиму Решетникову. В ответном письме руководство Минэка информировало, что разделяет беспокойство рыбацкого сообщества страны и намерено и в дальнейшем "оказывать содействие российским участникам внешнеэкономической деятельности в урегулировании ситуации с поставками продукции рыбного промысла в КНР".
Также ранее предоставленная Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников информация о ситуации с российским рыбным экспортом и предложения о проведении консультации уже была высказана российской стороной в ходе 80-го заседания Комитета ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам, заседание которого состоялось 15-16 июля. В частности, делегация РФ высказала обеспокоенность несоразмерностью применяемых китайской стороной ограничительных мер, поскольку запрет российского экспорта рыбопродукции обосновывается всего лишь единичными случаями обнаружения частиц коронавируса COVID-19 на упаковке продукции. Между тем российские экспортеры выполняют все требования китайской стороны по профилактике распространения коронавируса: проводятся регулярные тестирования на COVID-19 сотрудников предприятий, экипажей судов и упаковки отправляемой на экспорт продукции.
Читайте также: