Штрафы за незаконный вылов рыбы предлагают пересчитать в соответствии с ее коммерческой стоимостью
Граждане, попавшиеся на незаконной ловле рыбы, могут в скором времени ощутить серьезный удар по своему карману. Зампредседателя Магаданской областной думы, председатель Ассоциации недропользователей Александр Басанский разрабатывает проект постановления правительства об увеличении штрафов за бытовое браконьерство. В ближайшие месяцы документ будет направлен в Совет Федерации и правительство.
В начале июля президент подписал закон, ужесточающий уголовную ответственность за незаконный вылов рыбы при отягчающих обстоятельствах. Однако тарифы, по которым определяются административная штрафы, не менялись уже более 15 лет.
Постановление правительства № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» от 25 мая 1994 года определило таксу на незаконный вылов рыбы и морских биоресурсов — штраф высчитывается в виде конкретной суммы за каждый хвост.
Последний раз эти тарифы пересматривались в 2000 году, когда было принято правительственное постановление № 724, и они действуют до сих пор. К примеру, за одну белугу по нынешним нормам браконьер должен заплатить 12,5 тыс. рублей, притом что в ней может быть до 10 кг икры на сотни тысяч рублей (средняя цена килограмма черной икры — 40 тыс. рублей). За треску установлена такса 60 рублей, притом что одна рыба может стоить, в зависимости от размера, от 300 до 1,5 тыс. рублей.
— За горбушу установлена такса 250 рублей, — рассказал Александр Басанский «Известиям». — Сегодня килограмм горбуши стоит в среднем 154 рубля, а вес одной рыбы может составлять 2–3,5 килограмма. Необходимо пересчитать тарифы в соответствии с рыночными ценами.
По мнению президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Александра Фомина, предлагаемые меры никак не скажутся на ситуации на рыбном рынке и на ценах на рыбную продукцию. Однако повлиять на масштабы бытового браконьерства могут.
— В промышленном рыболовстве при незаконном вылове тарифы не используются, а рассчитывается ущерб, — сказал он. — Тарифы действуют, когда людей ловят на речке с удочками — за каждую рыбу надо заплатить по определенной таксе. Теперь он десять раз подумает, ведь если человека поймают на незаконной ловле, ему придется заплатить крупный штраф.
По данным Александра Фомина, в целом по стране о массовых масштабах браконьерства говорить не приходится, однако в некоторых регионах проблема стоит очень остро.
— Общий вылов (и промышленный, и любительский. — «Известия») у нас — 4,5 млн т в год, из них во внутренних водоемах — в речках, озерах — вылов составляет 200 тыс. т. В основном это вылавливают рыболовы-любители и местные жители, которые занимаются браконьерством. Но на Камчатке, в Магаданской области, на Сахалине браконьерство принимает угрожающие масштабы, — пояснил Фомин. — Инспекторов не хватает, а браконьеры организуются в банды, зачастую под прикрытием силовиков. Они ловят рыбу в реках на нересте, причем даже не перерабатывают ее — выбирают только икру. А объемы изъятия устанавливаются каждый год. И если к ним прибавить нелегальную ловлю, это приведет к падению запасов. Так что магаданцы подняли вопрос не случайно.
Александр Фомин отметил, что особенно браконьеры угрожают таким видам рыбы, как горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча, тихоокеанский лосось. В год официально вылавливают 350–400 тыс. т этих видов. По оценкам экспертов, еще четверть от этого объема вылавливается незаконно. Под угрозой также многие виды рыбы Каспийского моря, Байкала, сибирских рек. Эти водоемы и так уже стали гораздо менее богаты рыбой.
По словам Александра Фомина, в последние годы сошел на нет незаконный промысел в море. В связи с принятием ряда законов и заключением соглашений «браконьерскую» рыбу достаточно проблематично сдать в порту. Поэтому браконьеры в приморских регионах всё больше осваивают реки.
Главный специалист Росохотрыболовсоюза Александр Чугунов считает, что многих несознательных граждан, нарушающих правила ловли рыбы, новые штрафы заставят задуматься.
— Почему бы не наказывать сильнее? — сказал он «Известиям». — Сейчас получается, что штраф заплатил на сто рублей, а рыбы продал на тысячу. Особенно это распространено в южных регионах. Про Астрахань и говорить не буду, это вообще особая статья. Есть любители подводной охоты, которые пытаются ловить ночью на фонарик, — а рыба в это время сонная, ее рукой можно брать. Нельзя ловить в нерестовый период весной. Конечно, рыба в это время вкуснее — представьте себе, вобла с икрой, — но если ее сейчас выпотрошить, через два года ничего не будет. За это, я считаю, надо жестко наказывать.
По его мнению, рыболовы-любители, как правило, не обращают внимания на запрет ловли во время нереста. Посчитать нарушителей невозможно, потому что попадаются лишь немногие.
— Много несознательных, а потом, уровень жизни-то низкий, — говорит Чугунов. — Есть опыт в Тюмени, где можно купить лицензию за небольшие деньги, ловить сетью и сдавать улов на комбинат. Такой рыбак, конечно, никакому браконьеру не разрешит ловить, потому что ему не нужна конкуренция. Может быть, в районах, где есть ценные виды рыб, стоит создать такую систему. Надо поставить рыбаков под контроль, иначе они всё равно будут браконьерить.