Смогут ли победители крабовых аукционов выполнить инвестиционные обязательства?
Едва отшумели и улеглись страсти по крабовым аукционам, как «неожиданно» всплыла новая серьезная проблема. Победители аукционов и судостроительные предприятия оказались не готовы к требованиям законодательства по «локализации» производства. Об этом сообщает Fishnet.ru.
Как известно, условия предоставления квот победителям аукционов предусматривают не только оплату долей, но и инвестиционные обязательства. В рамках договоров, которые будут заключены с победителями аукционов, пользователи должны построить на российских верфях краболовные суда длиной более 50 метров. Всего должно быть построено 41 судно, в том числе 31 судно для Дальнего Востока и 10 для Баренцева моря. Стоимость одно краболова составляет примерно 15 млн. евро. Срок строительства не должен превышать пяти лет со дня заключения договора. При этом, на подписание контракта с верфью дается 180 дней, т.е. через полгода контракт должен быть представлен в Росрыболовство, после чего видимо можно рассчитывать на получение купленной квоты.
Вот тут-то и начинается самое интересное!
Четыре с половиной года назад, 17 июля 2015 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал постановление № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". В тексте самого постановления речь идет о критериях подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и о порядке и правилах получения заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Согласно требования к проектам по строительству объектов на территории Российской Федерации для победителей крабовых аукционов, включая сроки их реализации и примерную стоимость (утверждены постановлением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. N 1112) «При строительстве судна должны соблюдаться требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", действующие на начало строительство судна.
В приложении к постановлению от 17 июля 2015 г. N 719 есть раздел XVIII «Продукция судостроения», в котором перечислены все возможные типы рыболовных судов, а также работы, узлы и механизмы, которые должны быть изготовлены и/или выполняться в России. Причем предусмотрено поэтапное увеличение локализации производства на российских верфях.
Так с 1 января 2020 г. технический проект или проектная документация судна в постройке, рабочая конструкторская документация и технологическая документация должны сопровождаться 3D моделями и предоставляться в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет.
По корпусу масса плоскостных и объемных секций (блоков) и материалов (металл, композитные материалы, лакокрасочные материалы), изготовленных на территориях стран - членов Евразийского экономического союза, должна составлять по отношению к массе корпуса судна к 2020 году не менее 50 процентов (к 2022 году не менее 70 процентов, к 2024 году не менее 90 процентов).
При монтаже основных систем, должно использоваться оборудование и механизмы, произведенные на территориях стран - членов Евразийского экономического союза (с 1 июня 2020 г. не менее 8 операций и/или узлов из перечня, с 1 июня 2022 г. – не менее 16, а с 1 июня 2024 года – все узлы и операции.
Из подробного перечня не вызывают опасения только три пункта, которые безусловно могут быть выполнены верфью на заключительном этапе:
- достройка судна;
- проведение швартовных и ходовых испытаний;
- сдача судна
А вот как дойти до этого заключительного этапа, если проблемы начинаются с проекта. В настоящее время все суда, строящиеся по инвестквотам, в основном в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, - это иностранные проекты (продукт иностранных разработчиков) с использованием иностранного комплектующего оборудования и механизмов. Контракты заключены до 2020 года, и положения постановления N 719 их не затрагивают.
Современных российских проектов с использованием российских комплектующих нет. На их разработку требуется время, которое в основном будет потрачено на поиск российских, белорусских или казахстанских производителей нужного оборудования. При этом не факт, что таковые будут найдены.
Речь идет о судовых двигателях мощностью до 10000 кВт, включая вспомогательные двигатели и генераторы, грузоподъемных механизмах (краны, лебедки и т.д.), оборудовании для маневрирования (винты фиксированного шага, подруливающие устройства, рулевые машины винты регулируемого шага), палубном оборудовании (шпили, брашпили, буксирные и швартовые лебедки), системах вентиляции, пожаротушения, котлах, парогенераторах, навигационном и рыбопоисковом оборудовании и так далее.
Почти не вызывает сомнения, что все компании успеют подписать контракты на строительство судов за отведенные 180 суток, тем более, что некоторые из них, например, Антей и СЗРК уже строят такие суда. Проекты могут дорабатываться в рабочем порядке. Но вряд ли все суда начнут строиться до 1 июня 2020 года до начала действия постановления N 719, а значит придется решать проблему локализации, как это предусмотрено постановлением.
Протекционистские меры защиты национальных производителей в разной мере применяются многими странами. В США, например, еще более радикальные ограничения действуют с 1920 года (так называемый Закон Джонса 1920 года, более известный как Закон о торговом мореплавании).
Этим законом регулируется широкий спектр вопросов, связанных с судоходством, от несчастных случаев в море, до порядка принятия пассажиров на круизные суда и т.д.
Этим законом в числе прочего установлено, что заниматься рыболовством, перевозить грузы, или пассажиров в американских водах могут только суда, которые построены (собраны) в США американскими рабочими, а все основные части корпуса должны быть сделаны с использованием американских материалов. Листовая сталь, балки, или прокат могут быть приобретены за границей, но все работы с использованием этих материалов должны быть выполнены на американских предприятиях.
Американские рыболовные компании, естественно, не в восторге от действующего законодательства, считают, что оно сдерживает обновление национального флота, ставит американских производителей рыбы и морепродуктов в неравные условия по сравнению с иностранными конкурентами.