Запущен механизм «Инцидент 42» по контролю над строительством промысловых судов
В Совете Федерации под председательством сенатора Константина Долгова состоялся круглый стол на тему «О мерах государственной поддержки строительства судов морского и речного флота Российской Федерации и о состоянии отрасли». Отрасль стратегически важная, проблем много. Если обратиться к конкретике, то на данный момент 39 рыболовецких судов «застряли» из-за нехватки отечественных комплектующих и проблем с финансированием.
В сенате и минпромторге знают, что проблемы нужно решать своевременно как в законодательном плане, так и в плане исполнения этих законов органами власти. Сенаторы отмечают, что в судостроительной отрасли фактически не работает схема обнуления налога на добавленную стоимость. Почему «что минфину хорошо, а производственникам нет» предстоит разбираться Минпромторгу и Росрыболовству.
Долгов считает первоочередной задачей доработку важнейшего инструмента по «обнулению» НДС для судоремонтных предприятий при условии направления высвобождаемых средств на развитие и модернизацию мощностей.
- Важная тема - чтобы мы не только суда строили, но, и чтобы мы ремонтировали суда на наших верфях, на наших заводах. Это дополнительные рабочие места, это поступления в бюджеты, причем всех уровней и, в первую очередь, надо отметить, региональные бюджеты. И принят закон, в соответствии с поручением Президента, о нулевом НДС. Но у нас есть информация от представителей отрасли о том, что мера в полной мере не работает. Мы годами отдавали деньги, большие деньги иностранным судоремонтным предприятиям. В частности, норвежским, чего греха таить. Мы все прекрасно понимает, что там под боком есть. И, кстати, до сих пор остаются такте возможности, они не все закрыты. Потому что норвежцы с этого имеют большие деньги. Нам надо развивать наши соответствующие мощности, обновлять основные фонды предприятий развивать технологии… это поступления в бюджет, это рабочие места. Это касается всего судостроения, не только судоремонта, - заявил замглавы Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов.
Судостроение сегодня функционирует в ситуации жесточайших санкций. Доля импортного оборудования, поставляемого по гособоронзаказу, сведена к минимуму. Однако по заказам гражданского судостроения по определённым показателям доля импорта остается существенной. Например, по некоторым категориям варьируется от 40 до 90%. Вот и представьте как это сказывается на сроках строительства судов.
Долгов подчеркнул, что Совет Федерации видит свою задачу в максимальном содействии отечественным производителям с тем, чтобы отраслевая кооперация российских производителей была эффективной отмечая, что в проработке у минпромторга РФ находится ряд дополнительных важных мер поддержки, помимо уже действующих. В частности, предоставление субсидий верфям Дальневосточного федерального округа на возмещение части затрат, связанных со строительством гражданских судов.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин в своем выступлении рассказал о ходе строительства и ситуации со сроками сдачи рыболовецких судов и судов-краболовов.
Митин отметил, что в рамках Координационного центра Правительства РФ запущен механизм «Инцидент 42» по контролю над строительством промысловых судов, где идет разбор всех случаев срыва сроков. Кроме того, приняты решения по финансовой поддержке верфей, разработке и вводу в строй опытных образцов судового оборудования.
- Мы продолжаем внимательно контролировать план-график сдачи рыбопромысловых судов и судов-краболовов. На сегодня из 105 заказов 1-ого этапа инвестквот сдано 22 промысловых судна, в этом году согласовано графика должны быть построены еще 18 судов. В ближайшие годы также будут новые заказы.
Во многом в эти планы в 2022 и 2023 годах внесли правки санкционные ограничения, перестройка работы под отечественных производителей. Из-за задержек постройки и роста стоимости кредитов весьма выросли и затраты инвесторов.
Минпромторг России предлагает меры поддержки гражданского судостроения, но рыбаки ими не пользуются или не могут. В этой связи необходимо провести анализ подзаконных актов и выявить причины, почему они не применяются для крупных и средних рыбопромысловых судов. Требуется проработать поправки по мерам поддержки, — отметил сенатор.
Рыбопромышленники несут огромные затраты, это касается и кредитной нагрузки. Ситуация в случае с рыболовными судами обостряется тем, что доли квоты выделяются при условии завершения строительства.
- Поэтому предложили бы Минпромторгу вместе с объединениями рыбаков, вместе с Росрыболовством еще раз проинспектировать все те меры государственной поддержки, которые сегодня есть; как они вообще работают — не работают непосредственно для рыбаков. Что нужно сделать нам, как законодателям, чтобы каким-то образом поправить это положение, — заявил Сергей Митин.
Замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов затронул тему лизинга. С предложением по отдельной лизинговой программе для строительства речных пассажирских судов обратились руководители нескольких регионов.
Лизинговой программой планируется охватить как малые пассажирские суда, в том числе на электротяге, так и большей вместимости, например, "Комета" и "Валдай". Евтухов считает, что строительство пассажирских судов должно идти под очень низкий процент, потому как «на социально значимых маршрутах тарифы на речные перевозки регулируются регионами».
Заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министра промышленности и торговли РФ Ирина Ориничева проинформировала о действующих и перспективных мерах государственной поддержки отрасли судостроения, а также производства судового комплектующего оборудования и компонентов для нужд отрасли.
Директор Департамента стратегического развития Объединенной судостроительной корпорации Сергей Абдыкеров обратил внимание на основные вызовы отрасли на сегодняшний день и приоритетных мерах государственной поддержки с точки зрения деятельности корпорации.
Он сделал акцент на основных тезисах поддержки спроса и доступе к рынку, которые заключаются в конкурентоспособном ценообразовании. А именно субсидировании цены судостроителя на каждое судно. Это, по мнению Абдыкерова, критично для Дальнего Востока и для средне-крупнотоннажных сегментов.
Из очень важного им было уделено особое внимание экосистеме поставщиков. Это и закрепление долгосрочных взаимных обязательств «судостроитель-поставщик», и долгосрочное финансирование производства новых видов судового комплектующего оборудования, и компенсация стоимости критического СКО.
Управляющий директор Агентства по технологическому развитию Владилен Марценюк презентовал возможности реализуемой Агентством грантовой программы обратного инжиниринга применительно к судостроению.
- Агентством было поддержано три проекта для нужд судостроительной индустрии на общую сумму около 200 млн рублей. По одному из них, швартовной лебедке, уже подготовлена необходима конструкторская документация, создан и испытан опытный образец, получен сертификат российского происхождения. Организовано серийное производство, идут ее продажи, - сообщил Владилен Марценюк. - Уверен, что и остальные грантовые проекты будут успешно реализованы. Потенциал продаж по обозначенному пулу проектов - не менее 1 млрд рублей.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев в числе мер государственной поддержки, которые актуальны сегодня, назвал субсидии на возмещение части процентов по кредитам, а также лизинговых платежей.
Эти меры востребованы, но правила по ним принимались 15 лет назад и не учитывают современные условия ведения бизнеса. Осинцев предложил распространить эти субсидии на холдинги. На случаи, когда заказчиком судна и заемщиком по кредиту на его постройку являются разные юрлица, входящие в состав одной группы компаний. Практика размещения заказов на промысловые суда показала, что банки кредитуют головные холдинговые организации, а заказчиками выступают их дочерние компании.
На заседание круглого стола был приглашен представитель Генпрокуратуры РФ, руководитель управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Андрей Гуришев. Он рассказал о причинах задержек выполнения заказов по строительству промысловых судов.
- И при этом тех финансовых средств, которые на сегодняшний момент есть в распоряжении предприятий, абсолютно недостаточно, чтобы эти работы завершить. Я не буду здесь говорить о том, что имели место и факты злоупотреблений и возбуждены уголовные дела. Но в первую очередь мы посмотрели, так ли обстоят дела, как, в общем-то, сегодня здесь звучало, что было закуплено импортное оборудование, не были осуществлены поставки и из-за этого возникла такая проблема. На самом деле не совсем так. Должная проработка технической документации ни корпорацией, ни верфями не осуществлялась, зачастую сделки, причем с согласия совета директоров, заключались при наличии только эскизов и каких-то незначительных документов с техническими характеристиками кораблей, — сказал прокурор.
Наиважнейшим аккордом заседания круглого стола стало выступление генерального директора предприятия «Морские Комплексные Системы» Павла Зубкова.
- Наше предприятие является одним из ведущих в судостроительной отрасли. Мы продолжаем развиваться и наращивать мощности, используя российские технологии. Мы, здесь собравшиеся, понимаем насколько важно идти к технологическому суверенитету. Но я хотел бы посмотреть на ряд проблем с другой стороны.
Мы, как производство, платим 50% налогов с оборудования… любого, которое мы производим. Я считаю, что это прибыль государства, это доход государства. И когда кто-то думает размещать заказ за рубежом, нужно расценивать так, что этот кто-то лишает прибыли государство. Думаю, что в таких случаях нужно немножко ужесточить ситуацию.
Я могу сказать, что государство действительно принимает серьезные меры по стимулированию развития технологического прорыва и технологической безопасности. А что дальше происходит? Тут правильно была обозначена проблема «те, кто получает субсидии, обязаны найти покупателей и реализовать свою продукцию». А ведь даже государственные предприятия бегают от таких предприятий. Буквально на днях у меня была встреча с директором одной из судостроительной верфи, на которой он мне пожаловался о том, что его заказчику отечественное оборудование не нужно, а нужно импортное, которое попало под санкции. И мы все с этим сталкиваемся постоянно. В Госдуме был задан вопрос Мишустину и он поддержал этот вопрос, рассказав что делает правительство для того, чтобы стимулировать заказчиков покупать российское оборудование. Вот я прошу учитывать в выборе производителей тот факт, что мы платим 50 процентов налогов государству – это большая сумма и это доход государства. Поэтому, если заказывать не у российских производителей - это ущерб государству.
Государство, конечно, много делает для поддержки отрасли, но я считаю, что идут полумеры. Например, 719-е постановление. Но оно настолько мизерно ограничивает заказчиков в применении российского оборудования… 30%. Ну что это такое? На одном металле они выйдут, и все. А все остальное оборудование, в которое государство вложило деньги?
Я считаю, что нужно жестко контролировалось использование российского оборудования, нужно заставить заказчиков работать с производителями. Нужно, чтобы заказчик сам работал и был заинтересован в прорывных разработках российских производителей, как в советские времена. Если заказчику нужны корабли, суда или другие большие проекты, он найдет, кто производит в России и будет тесно работать с ним. Например, как происходит на нашем предприятии. Мы вместе с заказчиком и нашими конструкторами и технологами формируем концепцию. Получается серьезный проект, интересный. Мы по каждой конструкции выработали новые идеи. Мы говорим в том числе про субсидии и рыбаков.
У нас есть заказы по холодильному оборудованию и рыбоперерабатывающему оборудованию, но это единичные компании, которая действительно не на словах, а на деле любит Родину.
Мы по цене конкурировали с компанией из ЮАР и выиграли, в том числе и по цене. Потому что мы сидели, работали, взаимодействовали с заказчиком по его требованиям. Мы работали почти год над этим заказом. То же самое и с береговыми рыбофабриками. Взять, «Балтийский берег». Когда люди открыто работают, мы выяснили, почему Китай дешевле. По некоторому оборудованию мы придумали, как решить задачу, производя дешевле.
Я очень хотел обратить внимание на будущее страны. И мои предложения таковы: усилить критерии 719-го постановления для заказчиков. Не нужны полумеры; разработать закон о защите отечественных производителей на случай снятия санкций. Мы заметили, что там, где контролируется, там строится. Предлагаю дать больше полномочий Департаменту судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга, создать аналог МинСудпром, который позволит контролировать все суда и перейти на Госплан.
Фото: пресс-служба Совета Федерации и Реальной России