Совет «Союза рыбаков Сахалинской области» намерен инициировать региональный референдум
Совет «Союза рыбаков Сахалинской области» намерен инициировать региональный референдум. На него вынесут вопрос о создании новых рыбопромысловых участков на нерестовых реках острова. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на SakhalinMedia.
Такое решение члены совета приняли 9 октября на слушаниях, организованных Общественной палатой, «Экологической вахтой Сахалина» и самими рыбаками.
В марте 2011 года распоряжением губернатора Сахалинской области на нерестовых реках впервые официально разрешили промышленный лов лососевых. Тогда власти создали 31 рыбопромысловый участок (РПУ), провели конкурс, по итогам которого право на лов рыбы сроком на 20 лет получили несколько крупных компаний. Впрочем, формально рыбопромышленникам разрешили вылавливать только излишки рыбы, которая заходит в реки на нерест.
Переполнение нерестилищ действительно изредка приводит к заморам, поэтому уже многие годы на реках Сахалинской области применяются рыбоучетные заграждения (РУЗы), с помощью которых регулируется заполнение нерестилищ. В идеале эта система работает так: как только нерестовый отрезок реки заполняется до предела, в устье ставится РУЗ, представляющий собой рыболовную сеть и преграждающий путь излишкам рыбы. Но на Сахалине, по словам активистов «Экологической вахты», РУЗы используются не в целях регуляции, а в качестве орудия промышленного лова. С 2009 года РУЗы стали использоваться «на упреждение», то есть устанавливаться задолго до того, как река переполнена.
«Избранные рыбопромышленники получили право регулировать численность лососевых во время нереста, а фактически вести промысел на реках с помощью этих так называемых рыбоучетных заграждений, — объясняет председатель Совета “Экологической вахты Сахалина” Дмитрий Лисицын. — Порой официально сообщается о предельном заполнении реки, но когда наши активисты выезжают на место, выясняется, что рыбы на нерестилищах практически нет или значительно меньше нормы». Дмитрий Лисицын добавил, что после создания рыбопромысловых участков промышленники получили законное право на промысел лососевых во время нереста. Добывать ценные породы рыб в устьях рек гораздо дешевле, чем делать это традиционным способом — ставными неводами в море. «Для этого не надо содержать маломерные суда, дорогостоящую технику, многочисленную высокопрофессиональную бригаду рыбаков, дорогостоящие невода — достаточно двух-трех рабочих, сети и подъемного крана», — отметил эколог.
По информации «Экологической вахты Сахалина», региональные власти уже этой зимой планируют создать еще несколько десятков рыбопромысловых участков на нерестовых реках. «Документы по четырем из них уже готовы, они имеются у нас в распоряжении. Референдум, на котором будет поставлен вопрос о целесообразности создания РПУ на нерестовых реках с целью промышленного лова, должен остановить эту варварскую деятельность», — подчеркнул Дмитрий Лисицын.
Если так пойдет дальше, то количество лососевых на Сахалине с каждым годом будет сокращаться. Это понимают и те рыбопромышленники, которые занимаются морским ловом. Чем меньше рыбы зайдет на нерест — тем меньше мальков выйдет из рек в море. Рыбаки называют временщиками тех, кто владеет речными рыбопромысловыми участками.
«В данном случае интересы тех малых и средних рыбопромышленников, которые выступают против речных РПУ, совпадают с природоохранными интересами экологов, — отметил член Общественной палаты Сергей Симак. — Политика, которую проводят региональные власти, абсолютно губительна как для экосистемы, так и для стабильного рыбного промысла».
Абсурдность ситуации, по его мнению, усугубляется еще и тем, что местным жителям ловить рыбу запрещено почти повсеместно. Любительское рыболовство оказалось вне закона после того, как сахалинское побережье поделили между рыбопромышленниками. В результате на весь огромный остров осталось всего несколько участков, где по лицензии можно осуществлять любительский лов.
«Рыбак, поймавший даже одну горбушу на спиннинг вне специальных участков, считается браконьером. И в это же время рыбопромышленники на глазах у людей сетями выгребают рыбу из рек. Получается, что ты живешь у моря, у реки, но имеешь право только смотреть на то, как рыбу ловят другие, либо ты преступник», — заявил Сергей Симак. Член ОП считает, что проблему любительского рыболовства на Дальнем Востоке необходимо решать на федеральном уровне.
Весной будущего года Общественная палата проведет слушания, посвященные промышленному лову на нерестовых реках Сахалина. Если инициаторам референдума удастся добиться его проведения, то, возможно, создания новых рыбопромысловых участков удастся избежать. Экологи не сомневаются, что сахалинцы выскажутся против РПУ. Во всяком случае, жители острова не ощущают никакой пользы от опустошения рыбных ресурсов: ловить рыбу им запрещают, а в сахалинских магазинах она почему-то стоит дороже, чем в Москве.