Спрос подтолкнёт перевозку
Далеко не все объёмы рыбопродуктов, которые лежат в холодильниках, отправляются к потребителю. Растущие цены существенно уменьшают спрос и тормозят перевозки рыбы. Между тем в цене продукции, находящейся на прилавках, доля железнодорожного тарифа составляет не более 5%. Об этом сообщает Гудок.
«За 8 месяцев перевозки рыбы увеличились на 8%. По Приморскому краю рост достиг 14%, по Хабаровскому краю – 17%», – рассказал первый заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Колесников. При этом собственники подвижного состава несут колоссальные потери, потому что более 300 вагонов рефрижераторного, изотермического составов простаивают. Все складские ёмкости заполнены на 90–100%, но грузы к перевозке не предъявляются.
По данным заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова, вылов на Дальнем Востоке составил 312 тыс. тонн (около 240 тыс. тонн рыбной продукции). Из этого объёма отгружено на внутренний рынок 80 тыс. тонн.
«Остальная продукция, мы проводили анализ, лежит в холодильниках. От 97 до 100% холодильников уже забиты рыбой. Это не только лосось. Селёдка, минтай – широкий ассортимент видов, о которых говорят, что их не хватает. Судя по всему, отсутствует спрос. А нынешняя путина хорошая – 300 тыс. тонн. В Советском Союзе такие выловы получали только в отдельные годы», – отметил Василий Соколов.
Участники «круглого стола» не считают нынешнее положение критическим. Основные продажи рыбы – зимой, к Новому году. Был бы спрос, а предложение рыбы сейчас есть. Опасения существуют по одному виду – норвежской сёмге. До ограничений, вызванных европейскими санкциями и ответными мерами РФ по защите рынка, её завозилось 200 тыс. тонн. А 4 года назад норвежской сёмги – в два раза меньше. Росту поставок способствовала грамотная активная маркетинговая политика как наших отечественных импортёров сёмги, так и экспортёров из Норвегии.
Заведующий лабораторией экономики и статистики Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Сергей Синяков заметил, что рынок формируется не стихийно. Наш бизнес должен сейчас активно продвигать и отечественную рыбу, от него сейчас требуется перестройка. Внутренний рынок получил чёткий сигнал: нужно диверсифицировать потоки. При этом все госзакупки должны касаться отечественной рыбы.
Генеральный директор ООО «Центр развития инвестиций», эксперт НП СРО «Деловой союз оценщиков» Марина Макеева затронула тему вылова рыбы в несколько неожиданном ключе:
– Нет сейчас рыбколхозов со своим флотом и рыбоперерабатывающими мощностями на всей береговой черте Дальнего Востока. Это были градообразующие предприятия, а сейчас население сильно сокращается в этом регионе. Нужна программа, ведь рыба может закрепить население на Дальнем Востоке.
Ей возразил представитель Росрыболовства. Он заметил, что в Советском Союзе для таких предприятий дотировались и электроэнергия, и топливо, которые колхозы получали почти даром. Сейчас Росрыболовство готовит иную концепцию прибрежного рыболовства. Экономически обеспечить работу современных рыбколхозов очень сложно. Иначе получится, что их надо опять дотировать.
Между тем на Дальнем Востоке есть примеры современных предприятий по обработке продукта. Их товар идёт за рубеж. А на внутренний рынок им зачастую пробиваться сложнее. Отдельному производителю трудно, заниматься вопросом должны специализированные сети.
Многие участники дискуссии согласились, что падает качество перевозки и рыбопродукция недостаточно презентабельно выглядит на прилавках. Директор группы компаний ООО «Агентство Рефперевозки» Ильдус Халиков отметил, что в Советском Союзе были чёткие требования к качеству перевозки рыбы.
«Сегодня не соблюдается цепочка от производителя до конечного реализатора. Мы должны просто перевезти рыбу. Рыба на Дальнем Востоке замораживается до минус 18 градусов, а по прибытии её температура намного выше», – говорит представитель оператора. В итоге на прилавке оказывается рыба, которая просто не вызывает желания купить её. Отмечалось, что в самих магазинах рыба хранится из рук вон плохо, поэтому необходимо единое регулирование качества рыбы в стране.
Генеральный директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб уверен, что для стимулирования спроса вся отрасль должна работать как единый механизм, который объединил бы «и причалы, и судостроение, и переработку». Сейчас же она имеет лишь узконаправленную идеологию блока добычи, когда рапорт «количество добычи увеличилось» радует всех и как бы закрывает тему спроса.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров, заместитель председателя Общественного совета при Росрыболовстве Александр Фомин заметил, что в России каждый год ловят 4,3 млн тонн рыбы. Из них производят 3,1 млн тонн рыбопродукции, часть её –1,5 млн тонн – вывозится на экспорт.
«Чтобы развивать отрасль, власти нужно определиться с ориентирами, – считает глава ассоциации. – Когда будет баланс и целевой, и по ассортименту для внутреннего рынка, неизбежно остро встанет тема спроса на эту продукцию». Он привёл в пример ситуацию с уловом минтая. В РФ вылавливается 1,5 млн тонн этого вида – больше половины всего дальневосточного вылова. Но продать минтай на российском рынке очень сложно. «На внутреннем рынке мы продаём всего около 300 тыс. тонн продукции из минтая, потому что он не пользуется спросом, хотя весь мир его употребляет, страны Юго-Восточной Азии с удовольствием его покупают. Надо подумать о том, как продвигать, например, его. Раньше на сёмгу тоже не было такого спроса. Но, когда кто-то из руководителей Норвегии надевал фартук и рассказывал, какая хорошая рыба сёмга, это имело влияние. Продвижение отдельных видов рыбы надо готовить. Спрос на неё и так каждый год растёт, а теперь ещё и санкции против России активно его повышают».