Спутники выслеживают рыбных браконьеров
Нелегальное рыболовство – бизнес, приносящий многомиллиардные доходы –усугубляет проблему перевылова рыбы в мировых океанах. Выслеживать рыболовецкие суда помогут спутники. Соответствующая технология еще находится в стадии разработки, однако эксперты надеются на скорое появление карты мирового океана, обновляемой в режиме реального времени. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на profile.ru.
На календаре 19 апреля. Судно Premier приближается к острову Маврикий; трюм ломится от выловленного тунца. Команда хочет выгрузить рыбные сокровища в порту, но местные власти не дают на это добро. Приходиться разворачиваться и вместе с грузом и отправляться на поиски другого порта – второй раз за год. В марте Premier получил «поворот от ворот» на Сейшелах. Такой успех сотрудников тамошней рыбоохраны и защитников окружающей среды означает для южнокорейской компании Dongwon, которой принадлежит Premier, большие денежные потери. Описанная сцена стала ключевым моментом в морском детективе. Такое случается нечасто, и все же данный эпизод проливает свет на проблему глобальных масштабов: нелегальное рыболовство.
Эксперты оценивают годовой оборот компаний, занимающихся нелегальным выловом и выловом без официальных разрешений, в 10-23,5 млрд долларов. Это означает, что почти каждый пятый обитатель морей попадает в сети рыбаков, действующих на грани или за гранью закона. Преступный бизнес на море усугубляет и без того серьезную проблему перевылова рыбы.
Мониторинг происходящего на море – непростая логистическая задача. Официальные и неправительственные организации все чаще пытаются решить ее при помощи спутников. Орбитальные радары превосходно определяют местонахождение судов при условии достаточных размеров последних, поясняет Джон Амос. Он - член американской общественной организации SkyTruth, стоящей на страже окружающей среды и производящей сбор и анализ спутниковых данных.
Теоретически возможность слежения также дает система предупреждения столкновений (AIS), установленная на многих крупных судах. AIS передает название и местоположение судна, его габариты и скорость. Но «рыбаки умеют врать», отмечает Амос: AIS может передавать ложные сведения, к тому же ее можно попросту отключить. Зачастую выявить несоответствие можно только в результате сопоставления различных данных.
Каждый наблюдает за небольшим клочком океана
По словам Амоса, спутниковый мониторинг в области рыбной ловли находится еще на зачаточной стадии, но будет стремительно развиваться: «Наша цель – создать глобальную карту судоходства и рыболовства в режиме реального времени». Амос надеется, что в будущем наличие данных позволит даже делать прогнозы: при выходе из порта судна, замеченного в нелегальном отлове рыбы, можно будет предсказать его курс и предупредить компетентные органы, чтобы они могли своевременно прибыть на место.
Амос и его коллеги также рассчитывают подключить к анализу большого массива данных добровольцев во всем мире - за домашним компьютером, методом краудсорсинга: «Каждый из волонтеров будет наблюдать за подконтрольным ему маленьким участком океана и сообщать обо всем, что покажется ему подозрительным».
Всемирный фонд дикой природы тоже сотрудничает с компанией, предоставляющей спутниковые данные - в частности, чтобы удостовериться в соблюдении границ морских заповедников. Сотрудники фонда отслеживают маршруты рыболовецких судов и скорость их движения.
«Если судно снижает темп и следует по зигзагообразной траектории, это выдает траулер, который тянет за собой сеть и производит отлов рыбы, - говорит Альфред Шумм из Всемирного фонда дикой природы - Мы не передаем этих сведений властям, наша цель не в выявлении отдельных нарушителей». Свою задачу фонд видит в обеспечении прозрачности и достижении взаимопонимания: «Мы хотим показать, что необходимо совершенствовать систему управления рыболовством, которая на настоящий момент недостаточно эффективна».
«Нелегальный отлов рыбы должен стать экономически нецелесообразным»
Организация Pew Charitable Trusts, напротив, поддерживает программы, обеспечивающие непосредственное содействие органам власти, такие как запущенный в феврале проект Интерпола под названием Scale или проект Fish-i: Africa, в рамках которого сотрудничают несколько африканских государств. «Мы хотим участвовать в изменении системы», - говорит Кристин фон Кистовски,из Pew Charitable Trusts.
На необходимость создания международной сети указывает случай с судном Premier. Оно попало в поле зрения в 2011 году в связи с нелегальным отловом рыбы у берегов Либерии. Власти западноафриканского государства направили просьбу о проверке Premier правительству Маврикия, в порт которого судно вошло в конце 2012 года. Подозрения подтвердились: рыболовные лицензии оказались поддельными. После этого, как сообщает инициативная группа Stop illegal fishing, несколько государств отказывали экипажу в выдаче новых лицензий. Наконец, в конце марта Сейшельские острова не разрешили судну войти в порт, а 19 апреля аналогичное решение было принято на острове Маврикий. Тем временем, как утверждает организация Pew Charitable Trusts, за перемещениями Premier наблюдали при помощи спутника. В частности, выяснилось, что судно встретилось в международных водах с другим судном компании Dongwon, чтобы перегрузить рыбу.
Неоднократный отказ судну Premier в разрешении на вход в различные порты повлек серьезные расходы для его собственников, что станет поучительным примером для остальных. «Нелегальный отлов рыбы должен стать экономически нецелесообразным», - подводит итог Кристин фон Кистовски.