Судоремонтники видят риски в применении нулевой ставки НДС
Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре на заседании 24 октября обсудила проблемные вопросы, возникающие у бизнеса в связи с условиями применения льготной ставки НДС в судоремонте.
Изменения в Налоговый кодекс, принятые в июне текущего года, сделали возможным применение нулевой ставки НДС для судоремонтных предприятий. Однако по ряду объективных причин бизнес не спешит воспользоваться новой льготой, отметили участники заседания комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по рыбному хозяйству и аквакультуре. Председатель комиссии Герман Зверев напомнил, что эта проблематика по инициативе медиагруппы «ПортНьюс» поднималась в ходе двух конференций, организованных в сентябре в Санкт-Петербурге в рамках выставки «Нева-2023» и Международного рыбопромышленного форума.
Директор по развитию медиагруппы Надежда Малышева назвала решение об обнулении НДС «ожидаемым и позитивным шагом», но отметила, что условия предоставления господдержки вызывают много вопросов. В частности, предприятия обеспокоены коротким сроком, отведенным на принятие решения о заключении инвестсоглашения,— до конца 2024 г. Срок действия соглашения — всего семь лет — тоже небольшой с точки зрения окупаемости проектов, а критерии для определения эффективности инвестиций недостаточно четко прописаны.
Рассмотреть вариант с ежегодным заключением инвестсоглашений предложил председатель совета директоров компании «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов. По его словам, с учетом требований к размеру инвестиций — 20% от оборота предприятия — разумно было бы увеличить срок действия трехсторонних договоров, например, до 15 лет — по аналогии с инвестквотами.
Судоремонтников смущает и чрезвычайно узкая направленность инвестиций — только на модернизацию собственных производственных мощностей. «Необходимы разъяснения, будут ли расцениваться как развитие или модернизация предприятия такие важные аспекты развития судоремонтного производства, как пусконаладочные, ремонтные работы, техническое обслуживание приобретенного оборудования, покупка автотранспорта или обучение персонала», — указал директор кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области Сергей Смирнов.
Предприятиям сектора хотелось бы видеть больше ясности в вопросах контроля за выполнением условий инвестсоглашения, соблюдения графика инвестиций и отчетности, возможности расторжения соглашения и штрафных санкций, рентабельности проектов в новых условиях, расчета налоговых вычетов и возмещения НДС. Немало опасений связано и с рисками усиления административного давления.
«Практика показывает, что использование мер господдержки предприятиями ведет к повышению мер контроля со стороны госорганов», — предупредил Сергей Смирнов. В таких обстоятельствах неудивительно, что налоговую льготу бизнес рассматривает больше не как помощь и панацею, а как риск, согласился гендиректор судоремонтного предприятия «Преголь» Александр Белый.
Начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Дмитрий Павлов признал, что в министерство пока поступила только одна заявка, претендующая на льготу по НДС. Он рекомендовал предприятиям направлять официальные запросы в министерство по интересующим их темам.
Напрямую обращаться за разъяснениями, как считать НДС в конкретных случаях, бизнес пригласил и замдиректора департамента налоговой политики Минфина Виталий Прокаев. Он напомнил, одной из целей законопроекта является обновление производственных мощностей, износ которых у судоремонтных предприятий оценивается на уровне 90%, поэтому требование направлять 20% от оборота на инвестиции следует воспринимать как посыл к обновлению основных средств. Тем не менее Минфин готов обсуждать вопросы, которые ставят предприятия, искать и вырабатывать ответы, вплоть до внесения изменений в закон.
Мнения о возможности применения на практике нулевой ставки НДС на заседании высказали представители Росрыболовства, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, а также дальневосточных регионов — Камчатского края и Магаданской области. Подводя итоги дискуссии, Герман Зверев напомнил, что комиссия подготовит рекомендации с оценкой закона и проблемных моментов его правоприменения, куда войдут и вопросы, требующие дальнейшего разъяснения.
Участники заседания также заслушали информацию от «Центральной торговой системы» (ЦТС) о возможности участия в пилотных организованных торгах уловами водных биоресурсов и рыбной продукцией. Кроме того, Герман Зверев проинформировал членов комиссии о подготовке на площадке РСПП предложений для корректировки постановления правительства о гибких ставках экспортных пошлин по определенным категориям продукции.