Треть пути по модернизации рыбной отрасли мы прошли
XIV Международный конгресс рыбаков Во Владивостоке начал работу с пленарного заседания «Рыбная индустрия 2020: образ будущего». Приветственные слова участникам рыбацкой встречи направили министр сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев и председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
В начале мероприятия губернатор Приморского края Олег Кожемяко вручил благодарности компаниям-участникам программы «Приморская рыба», в том числе коллективу Дальневосточного филиала ООО «Русская рыбопромышленная компания», ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», ООО «Антей», ООО «Корякморепродукт», ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий Океан», ООО «Рыбопромышленная компания «Бетарк», ООО «Тымлатский рыбокомбинат» и ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства».
Глава региона рассказал о ходе реализации этой социальной программы. «Всего в проекте задействовано около 10% от добываемой на Дальнем Востоке рыбной продукции, наценка не превышает 10-15%, что делает рыбу доступной для населения по цене и позволяет увеличить ее потребление», - сказал Олег Кожемяко.
Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук выступил с докладом «Российское рыболовство 2020 – итоги десятилетия, планы развития». «Последние несколько лет стали для отрасли без преувеличения временем перемен. Перезагрузка в отрасли состоялась. На эти преобразования нас толкнули откровенные слабости: стагнация в отрасли доходила до серьезных конкурентных вещей, которые нельзя было не заметить. Это сырьевая модель, изношенный флот, низкая налоговая отдача и ряд других вопросов. Без определенных изменений было не обойтись, и мы видим динамику», - констатировал заместитель руководителя Росрыболовства.
Он напомнил, что первой очередью для распределения инвестиционных квот были выставлены наиболее ценные массовые виды рыб, что в основном привлекло крупный бизнес. В настоящее время идет работа по распределению квот под малотоннажный флот, что интересно средним по размерам предприятиям, занимающимся прибрежным рыболовством.
«Без каких-либо затрат из государственной казны мы инициировали строительство более 40 судов и 26 заводов на сумму свыше 180 миллиардов рублей. Сегодня первые объекты сдаются», - рассказал Петр Савчук.
Начал переход из Калининграда на Камчатку современный траулер «Ленинец» для рыболовецкого колхоза им. Ленина, сдано в эксплуатацию судно «Мурмансельдь-2», месяц назад открыт новый завод в Крабозаводском на острове Шикотан, построена фабрика «Витязь-Авто», 4 октября на Камчатке состоится запуск перерабатывающего комплекса «Камчаттралфлота».
«В этом году сдается около десяти заводов. Этот путь развития рассчитан на глубокую переработку и на эффективность отдачи от добытого ресурса», - подчеркнул Петр Савчук.
Совместно с Минпромторгом в следующем году Росрыболовство планирует запустить механизм субсидирования 30% стоимости строительства малых, транспортных и аквакультурных судов, чтобы поддержать инвестиционный спрос в тех сегментах отрасли, где инвестквота не применима. Прежде всего, это касается малорентабельных объектов.
По оценкам Росрыболовства, к 2025 году с учетом совокупного объема строительства в рамках инвестиционной квоты, аукционного механизма и программы субсидирования части инвестиционных затрат будет обновлено порядка 40% мощности добывающего флота. «С одной стороны, это очень достойный результат – сделать подобный рывок за 10 лет. С другой стороны, обновление 40% мощностей флота будет означать лишь частичное решение задачи по уходу от сырьевой модели. Мы получим лишь часть запланированного эффекта, от нас ждут большего результата», - сказал Петр Савчук.
Заместитель руководителя Росрыболовства отметил, что не все предприятия включились в процесс модернизации, и необходимо обратить внимание на океаническое рыболовство. «Здесь не обойтись без прогрессивных технологий добычи, переработки и транспортировки. Нецелесообразно добывать арктический криль, тунцов, перспективные глубоководные и массовые пелагические объекты изношенным флотом. Нужно проектировать и строить в России, выстраивать компетенции на новых промыслах. Предварительные расчеты показывают, что это потребует новых мер господдержки, к разработке которых министерства и ведомства уже приступили», - отметил он.
Петр Савчук подчеркнул, что предстоит оценить эффективность предпринятых шагов по распределению инвестквот и принять решение о дальнейших планах развития отрасли как минимум на период до 2033 года, до окончания цикла действия договоров о закреплении квот. «Полагаю, что созданный государством первичный инвестиционный импульс должен впоследствии создать самостоятельный устойчивый спрос на строительство нового флота, развитие глубокой переработки, новых продуктов и каналов сбыта», - сказал он.
По словам замруководителя Росрыболовства, в этот процесс должны быть вовлечены все без исключения – от колхозов до крупных холдингов. Регулятор при этом должен установить долгосрочные принципы. «В частности, я уверен, что, восстановив компетенции в строительстве рыболовного флота в ближайшие 5 лет, мы не вправе их снова упустить», - подчеркнул Петр Савчук.
В плане частоты обновления флота Россия должна ориентироваться на зарубежный опыт, например, на страны Скандинавии, где есть ограничение срока эксплуатации флота. В качестве предельного срока использования судна заместитель руководителя Росрыболовства предложил 30 лет, по прошествии которых судно должно быть заменено на вновь построенное. Этот период является достаточным для формирования резерва прибыли и будущего финансирования проекта.
В части налоговой нагрузки Петр Савчук отметил, что предложенная модель изменения ставок сбора адекватна. При производстве сырья рыбак платит полную ставку сбора за пользование водными биоресурсами, если добытчик организовывает глубокую переработку уловов и поставляет продукцию на внутренний рынок – получает льготу. Этот вопрос неоднократно обсуждался с отраслевыми ассоциациями.
Завершая выступление, заместитель руководителя Росрыболовства подчеркнул, что уже сформирован график инвестиционных проектов на 180 млрд рублей. По консервативным оценкам, всего до 2030 года в отрасль с учетом проектов в береговой портовой и логистической инфраструктуре может быть привлечено более 650 млрд рублей частных инвестиций. «Будем считать, что треть задач на пути модернизации отрасли уже выполнена», - сказал Петр Савчук.
С критикой предложений Федеральной антимонопольной службы по изменению закона о рыболовстве выступила член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева. Она подчеркнула, что и верхняя, и нижняя палаты парламента однозначно высказались за неизменность законодательства в части сохранения «исторического принципа» распределения для всех видов водных биоресурсов, за исключением крабов, в течение 15 лет. ФАС России подготовлен проект распоряжения Правительства, в котором предлагается распределять не менее 50% объема квот водных биоресурсов, ранее распределявшегося по «историческому принципу», на аукционах.
«Комитет 30 сентября провел заседание рабочей группы по рыболовству, в которую входят сенаторы из других комитетов, представляющих рыбацкие регионы. Все сенаторы, а также присутствовавший на заседании глава Росрыболовства Илья Шестаков и представители рыбацкой общественности, однозначно и категорично высказались против этой инициативы ФАС. Она приведет к дестабилизации рынка. Мы будем жестко стоять против этого предложения ФАС», - резюмировала сенатор.
Работа Конгресса продолжилась во второй половине дня на панельной дискуссии «Техническая модернизация рыбной отрасли: тенденции, новации, мировой опыт». Модераторами встречи выступили замруководителя Росрыболовства Петр Савчук и генеральный директор компании KNARR Россия Йонас Триггвасон.