Трудный путь дальневосточной рыбы
Путь дальневосточной рыбе в центр страны закрывает неконкурентоспособность российской портовой и транспортно-логистической инфраструктуры. Вопрос доставки дальневосточной рыбы в центральные регионы страны готовят к рассмотрению на Госсовете. 19 мая Координационный совет по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете Госдумы по транспорту совместно с НП производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей» обсудили вопрос «О ситуации в грузовом вагоностроении и ее влиянии на развитие транспортной инфраструктуры и транспортных услуг». В заседании приняли участие президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Виктор Момот, заместитель гендиректора ОПО «Алтайвагон» Станислав Золотарев, заместитель гендиректора «УВЗ-Логистик» Евгений Прилепин, представители ГК «ИСТ», ООО «РЕЙЛ» и ОАО «Первая грузовая компания» и другие. Об этом сообщает FishNet.ru
В ходе обсуждения под председательством Первого зампреда Комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака был затронут вопрос о ситуации в рыбной отрасли. Комитет Государственной Думы по транспорту осуществляет мониторинг и анализ рынка рыбы и морепродуктов для выработки предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в целях полного обеспечения внутреннего рынка рыбой и морепродуктами отечественного производителя. Данный вопрос планируется подготовить к рассмотрению на заседании Госсовета.
По мнению участников Координационного совета одной из основных причин преимущественного вывоза рыбы и морепродуктов на внешний рынок является неконкурентоспособность российской портовой и транспортно-логистической инфраструктуры. Зарубежные порты представляют более качественные портовые услуги, быстрое оформление судов и продукции. Наибольшие проблемы с доставкой рыбной продукции на внутренний рынок возникают в дальневосточном регионе.
Участники Координационного Совета отмечают, что в российских морских портах на сегодняшний день не созданы преференциальные условия работы для отечественных рыбопромысловых организаций и приема рыбных грузов, не модернизируется специализированная инфраструктура, а порты переориентируются на обработку широкой номенклатуры грузов, в основном не связанными с перевозкой, хранением и переработкой рыбной продукции. В настоящее время специализированные рыбные порты превратились в универсальные перегрузочные комплексы, а единая логистическая цепочка объектов, специализирующихся на приемке, хранении, обработке и перевозке рыбных грузов, разорвана. Нет механизмов государственно-частного партнерства, которые обеспечивали бы инвестиционную привлекательность морских рыбных портов как необходимых для рыбохозяйственной отрасли инфраструктурных объектов. Имеющиеся портовые мощности используются не по назначению, с нарушениями технических требований, что ускоряет их износ и выбытие из эксплуатации.
Транспортно-логистическая система при поставках дальневосточной рыбы, основанная на железнодорожных перевозках, не гарантирует сохранения качества и безопасности рыбной продукции. Длительные сроки перевозок, устаревший вагонный парк, высокий уровень тарифов на перевозки по железной дороге приводят к повышению накладных расходов, снижению качества и дополнительному росту цен на внутреннем рынке рыбы и морепродуктов.
Для обеспечения импортозамещения рыбной продукции необходимо в кратчайшие сроки принять эффективные меры для развития рыночных механизмов, которые позволят сделать экономически привлекательной поставку продукции на внутренний рынок. А это возможно лишь при условии совершенствования процедур государственного контроля и ускорения выпуска продукции, организации портовых услуг на уровне конкурирующих портов Японии, Южной Кореи и других стран Дальневосточного региона, реконструкции причального фронта, ввода в эксплуатацию современных холодильных складов и производственных мощностей для переработки продукции, пересмотра тарифной политики. И все это предстоит сделать одновременно с целым комплексом мер:
- по упрощению и ускорению процедуры ветеринарно-надзорного контроля рыбо - и морепродукции в портах для сохранения ее свежести, качества и оптимизации сроков поставки потребителям;
- по развитию портовой инфраструктуры Дальнего Востока и переработки рыбной продукции, использовании действующих портовых мощностей в соответствии с их целевым назначением;
- по увеличению эффективности использования федеральной собственности в развитии отрасли, предотвращению выбытия объектов портовой инфраструктуры из федеральной собственности;
- по совершенствованию действующей законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения, возникающие в процессе транспортировки, переработки, хранения, реализации рыбы и морепродуктов, использования портовой, производственной и транспортно-логистической инфраструктуры;
- по декриминализации отрасли и освобождение рыбного промысла от влияния иностранных бенефициаров.