Ученые предлагают улучшения для вылова сайры и сардины
Разработки специалистов ТИНРО-Центра и их коллег из конструкторского бюро «Геоток» были представлены на семинаре по проблемам промысла пелагических рыб, проходившем 5 и 6 июня во Владивостоке.
Во второй день семинара его участники, представители отраслевой науки, образования и рыбной промышленности, встретились на базе ООО «Приморрыбснасть» для обсуждения возможностей применения нового светового оборудования, направлений технической модернизации способов добычи, в том числе и строительства новых специализированных судов.
Научный сотрудник ТИНРО-Центра Юрий Еремин продемонстрировал образец разработанного учеными светового оборудования для промысла сайры. Люстра оснащена сразу двумя типами ламп светодиодными и кварцево-галогеновыми с возможностью регулировки напряжения и световой температуры, что позволяет создавать комбинированное освещение (световой коктейль), а также при необходимости включать только один тип ламп. Проведенные предварительные испытания показали, что реакция сайры на световой коктейль лучше, чем на обычное освещение.
Это важно для рыбаков, работающих в условиях жесткой конкуренции иностранного флота в исключительной экономзоне. Юрий Еремин отметил, что используемое световое оборудование на судах иностранного флота обладает большой мощностью, однако его эксплуатация требует соответственно очень высоких энергозатрат. Расход энергозатрат на разработанную дальневосточными специалистами люстру в десятки раз ниже. Данное световое оборудование может быть использовано не только на помысле сайры, но и для лова сардины, кальмаров и даже скумбрии и ставриды. Разработка уже получила патент, однако в настоящее время ученые не имеют возможности самостоятельно провести экспериментальные работы собственных судах, поэтому выполнить их можно только с участием рыбаков на промысловых судах.
Далее специалисты рассказали о возможностях использования ассиметричной бортовой сайровой ловушки. По словам ведущего научного сотрудника ТИНРО-Центра профессора Михаила Мизюркина, испытания аналогичной конструкции были проведены на НИС «Профессор Леванидов» и получились хорошие результаты. Эффект подсушки уменьшает ручной труд, что сокращает цикл лова минимум на 20-30 %. Выполненные экспериментальные работы показали, что проблемы с использованием ловушки не возникнут и на судах другого типа.
Конструкция ловушки уже получила патент, способ лова с ее использованием находится в стадии патентования.
У специалистов института есть патент и на более масштабный и амбициозный проект – судно с гидроканалом, что позволяет перейти к бессетевому промыслу сайры. «Улов предполагается заводить в гидроканал и рыбонасосом подавать ее на обработку, - отметил Михаил Мизюркин. – Это позволит добиться минимальной травмируемости рыбы».
На совещании 5 июня рыбаки озвучили проблему, возникающую на промысле сардины. При поднятии тралового мешка на палубу, травмируемость сардины в улове достигает 30%. Соответственно, у судна с гидроканалом даже при использовании тралового мешка этой проблемы не будет с уловами любой величины. Такую конструкцию очень перспективно использовать на промысле криля. Остойчивость судна при такой измененной промысловой схеме значительно повышается даже при взятии улова. Также специалист перечислил дополнительные возможные варианты модернизации судна с гидроканалом для работы с различными объектами.
В настоящее время идет активно работа ученых ТИНРО-Центра с КБ «Вымпел» (Нижний Новгород) и Дальрыбвтузом.
Обсуждая возможности кошелькового промысла, директор ООО «Приморрыбснасть» Ирина Родионова отметила, что возможность изготовления кошельковых неводов есть, мастера владеют навыками их производства. С другой стороны важно, чтобы у трал-мастеров была достаточная квалификация и опыт для работы уже непосредственно в море с ними. Этой теме была посвящена заключительная часть семинаров, проходившая в Дальрыбвтузе. Участники обсудили практику и возможности использования программно-аппаратных комплексов для поиска скоплений, анализа и тренинга процесса облова пелагических рыб. Также собравшихся ознакомили с достижениями и новыми разработками в области гидролокационного оснащения судов и гидроакустических комплексов.