Ученые пытаются выяснить причины провала лососевой путины 2015 года
Проходящая на неделе в стенах СахГУ международная научная конференция, посвященная искусственному разведению гидробионтов, оставила открытыми важные для рыбной отрасли вопросы. А именно: для ученых так и осталось загадкой исчезновение горбуши в нынешнюю лососевую путину. Ведь, по их прогнозам, на Сахалине и Курилах должны были выловить более 149 тыс. т этой рыбы, по факту же удалось добыть втрое меньше. Об этом сообщает skr.su.
И это несмотря на получившее в последние годы стремительное развитие искусственного воспроизводства лосося в Сахалинской области. Причем самую наибольшую активность в этом проявляет частный инвестор. На сегодняшний день на реках островного региона функционирует 41 рыбоводный завод, и лишь 16 из этих предприятий имеют государственную форму собственности. До 2018 года только на Курилах планируется строительство еще 11 заводов по разведению лососевых пород рыб.
Хотя и было отмечено, что, несмотря на расширение производственных мощностей, количество выпускаемой молоди снизилось. Зато жизнестойкость малька за счет совершенствования рыбоводных процессов существенно повысилась, что говорит об эффективности работы рыбоводов.
Однако с течением времени появились перекосы в отдаче от искусственного пополнения стад лососевых. Так, кета демонстрирует хороший прирост, а вот поведение горбуши стало загадкой, на которую сразу же отреагировал частный капитал. Из выпущенных рыбоводами в текущем году 800 млн. штук мальков лососевых более половины – 65%, составила молодь кеты. Горбуша в последние годы не оправдывает ожиданий. Представители самого многочисленного стада лосося перестали возвращаться строго в ту реку, из которой вышли в молодом возрасте.
По предположению начальника отдела по воспроизводству водных биологических ресурсов ФГБУ «Сахалинрыбвод» Леонида Коряковцева, основная причина такого поведения – изменения гидрологического режима Охотского моря.
– Вероятно, из-за этого горбуша с юга Сахалина начинает перемещаться на северо-восток – к рекам Макаровского и Поронайского районов, – говорит он. – При этом проходу рыбы в реки препятствуют выставленные в большом количестве невода.
Стоит заметить, что, несмотря на это, горбуша стремительно мигрирует от мест, где сконцентрировано большинство рыбоводных заводов.
Рыба-загадка
Промысел горбуши и кеты вносит большой вклад в социально-экономическое развитие Сахалинской области. Рыбная отрасль занимает второе место после нефтегазового комплекса в структуре внутреннего регионального продукта. Особенно мы преуспели в рыборазведении. Поэтому повышенный интерес научного сообщества к этому сектору вполне объясним.
По словам Александра Каева, профессора, доктора биологических наук, заведующего кафедрой экологии и природопользования СахГУ, на сегодняшний день рыбоводные заводы, расположенные на территории Сахалинской области, выпускают в пять раз больше молоди лососевых, чем все остальные вместе взятые предприятия Дальневосточного региона.
– Тем не менее до сих пор нет ясности в вопросе, насколько это реально способствует росту уловов в регионе, – замечает Александр Каев.
Как пример он привел соотношение количества выпуска молоди с уровнем уловов. По горбуше они оказались несоизмеримыми. То есть увеличение выпуска искусственно выращенных мальков в море не оказывало положительного влияния на уловы. Чего не скажешь о кете. С 1990 года уловы кеты увеличились в 10 раз, хотя количество молоди, выпущенной рыбоводными заводами, стало больше всего в 1,5 раза. Повышение эффективности возврата здесь очевидно.
Александр Каев посвятил изучению морской живности всю свою жизнь. Поэтому его гипотеза относительно поведения тихоокеанских лососей вызвала огромный интерес, в том числе и со стороны противников, придерживающихся другого мнения.
Ученый обратил внимание присутствующих на тот факт, что в районах, где функционирует основная масса рыбоводных заводов, в последнее время отмечается снижение уловов горбуши. Там же, где такие предприятия отсутствуют, напротив, этого вида рыбы стало больше. Такой вот парадокс.
– Так что пока следует воздержаться от утверждения положительного влияния искусственного разведения на прирост уловов, – считает Александр Каев.
В конце своего выступления профессор с сожалением обратил внимание на полупустой зал. Большинство студентов вторую половину дня работы конференции проигнорировали.
– Тот контингент, ради которого мы здесь собрались, исчез. А жаль, – заметил Александр Каев. – Ведь именно молодым ученым придется разбираться во всех этих хитросплетениях.
Все дело в граммах
Оппонент профессора на площадке конференции Владимир Самарский, представляющий одну из специализирующихся на рыбоводстве компаний, был тоже убедителен в своих суждениях. Искусственное воспроизводство рыбы, в том числе и горбуши, доказало свою эффективность. Просто необходимо постоянно совершенствовать процесс рыборазведения и повышать качество выпускаемой молоди.
– Очень сильное влияние на развитие рыбоводства окажет этот год, – считает Владимир Самарский. – А точнее, тот сюрприз, который преподнесла нам горбуша. Это было как снег на голову, шок.
Одна из возможных причин, по его мнению, кроется в глобальных климатических изменениях, которые влияют на южную популяцию тихоокеанских лососей. Эта рыба все-таки не любит тепло, поэтому и ищет подходящий температурный режим воды. А на юге Сахалина, уверен Владимир Самарский, в последние годы чувствуется потепление.
– Я 15 августа купался в районе Корсакова, и температура воды была 23 градуса в море, – приводит пример он. – Разумеется, такие температуры трудносовместимы с горбушей.
Первой ласточкой, по его мнению, стала провальная путина в Анивском заливе. Тогда впервые за 38 лет на рыбоводном заводе не смогли выполнить план по закладке икры на инкубацию. Что вызвало серьезную озабоченность у рыбацкой общественности, представители которой догадывались, что горбуша – рыба не обязательная в плане возврата в реку, из которой ее выпустили. И получается, что рыбоводные заводы фактически работают не на себя, а на всю подзону.
– Поэтому с этого года уже не предполагаются частные инвестиции в развитие рыбоводных заводов, выпускающих молодь горбуши, – подчеркивает Владимир Самарский. – Частному рыбоводу надо, чтобы рыба вернулась, а иначе – убытки. Так что все усилия будут направлены на разведение кеты.
А что касается горбуши, то выход Владимир Самарский видит в пересмотре нормативов по весу выпускаемой молоди. Как только вес мальков кеты увеличили, процент возврата резко пошел вверх. Такой же подход нужно использовать и в отношении горбуши.