Успехи отечественных промысловиков не могут не радовать
С какими результатами российские промысловые компании встретили 2024 год, насколько им в этом помогли отечественные корабелы и на что можно надеяться в ближайшем будущем?
Согласно подсчетам Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), с 1 января по 12 февраля текущего года вылов рыбы как в исключительной экономической зоне нашей страны, так и за ее пределами превысил 626 тыс. тонн, что на 11% больше соответствующего показателя 2023-го. При этом почти 90% всей добычи (558,6 тыс. тонн) была обеспечена рыбаками Дальнего Востока, за которыми следуют их коллеги из Северного (37,6 тыс. тонн) и Азово-Черноморского (6,84 тыс. тонн) рыбохозяйственных бассейнов (РХБ).
Безусловно, успехи отечественных промысловиков не могут не радовать – тем более, что основной акцент в сообщении Росрыболовства делается на высокие темпы прироста уловов, продемонстрированные всего за два неполных месяца. Так, для Дальнего Востока этот показатель составил 18%, а Азово-Черноморского РХБ – достиг почти 38%.
Однако на фоне столь впечатляющих относительных цифр, анализ абсолютных показателей оставшихся бассейнов (так сказать, "зарубежного", Волжско-Каспийского и Западного) дает весьма скромные результаты в едва 23 тыс. тонн (менее 4%) на все три РХБ вместе взятые. И это при том, что по объемам добычи указанные бассейны традиционно занимают второе, четвертое и пятое места соответственно, а их суммарный вклад в общероссийский улов на протяжении последних трех лет колебался в пределах 16,5-13%.
Таким образом, для объективной оценки текущего положения дел и перспектив отрасли представляется целесообразным более подробно ознакомиться с официальной статистикой за несколько более продолжительный период.
Так все-таки: вверх или вниз?
В отношении Дальневосточного РХБ ответ однозначен: после некоторого проседания в 2022 году добыча действительно растет, причем весьма впечатляющими темпами.
Более того, именно благодаря высоким результатам промысловиков Дальнего Востока и был достигнут рекордный для отрасли прошлогодний результат. Что же касается всех остальных бассейнов, то выловы по ним существенно снижаются – причем (увы!) уже не первый год.
Конечно отрадно отметить, что по итогам 2023-го темпы падения объемов в "зарубежных" районах вылова заметно замедлились, однако стабилизировать ситуацию в полной мере все же не удалось. При этом добычу пришлось в значительной степени переориентировать из исключительных экономических зон иностранных государств в конвенционные районы и открытую часть Мирового океана:
Подобная миграция вполне понятна, поскольку является естественной реакцией промысловиков на усложнение условий работы вследствие введенных против России санкций. Однако почти 2,5%-е снижение вылова указывает на то, что процесс этот еще далеко не завершен. Наряду с вынужденной сменой районов добычи, сопровождаемой дополнительными осложнениями логистики, далеко не последнюю роль играет и недостаток современных судов для океанического рыболовства, а так же высокотехнологичного оборудования для переработки улова непосредственно на борту.
Итак, на полноценное возвращение отечественного промыслового флота на просторы Мирового океана в ближнесрочной перспективе надеяться не приходится. Более того – снижение "зарубежной" добычи приобретает характер долговременной тенденции, что особенно неприятно с учетом ее существенной (10-12%) доли в общих достижениях отрасли.
Настораживает также и чувствительное снижение вылова и непосредственно в исключительной экономической зоне России, причем во всех без исключения регионах. При этом наибольшее проседание данного показателя по итогам прошлого года наблюдалось на Северном и Волжско-Каспийском РХБ, которые в отличие от двух оставшихся – Западного и (особенно!) Азово-Черноморского гораздо менее подвержены дополнительным рискам из-за последствий обострения кризиса вокруг Украины.
Как уже отмечал Korabel.ru, темпы освоения потенциала отечественной исключительной экономической зоны национальными промысловыми компаниями представлялись далеко не достаточными еще задолго до февраля 2022 года. Теперь же переламывать ситуацию предстоит в гораздо более сложных условиях, которые просто накладываются на обострение основной проблемы – хронической нехватки современных (а значит эффективных) промысловых судов и перерабатывающих мощностей.
Такими вполне предсказуемо оказались последствия затягивание сроков строительства судов и заводов в рамках государственной программы инвестиционных квот ("Квоты под киль"), которая официально действует уже седьмой год.
Квоты есть, с килями – хуже
Помнится, еще в декабре 2017 года, комментируя итоги приема заявок по первому этапу этой программы, руководство Росрыболовства прогнозировало, что ее осуществление позволит построить на отечественных верфях до 100 новых промысловых судов, обеспечив почти 40%-е обновление отраслевого флота.
Предполагалось также, что благодаря реализации схемы "Квоты под киль" Россия дополнительно обретет несколько десятков крупных предприятий по переработке морепродуктов. Так, планами уже первого этапа было предусмотрено строительство 55 промысловых судов на общую сумму почти в 207 млрд рублей:
К сожалению, сроки выполнения этих масштабных планов практически сразу же неуклонно поползли вправо. В результате, к середине января 2022 года заказчики получили только шесть новых судов, а еще 33 единицы к тому времени находились на верфях в различной степени готовности.
По итогам же 2022 года российский промысловый флот пополнили лишь три судна: БМРТ пр. СТ-192 "Капитан Вдовиченко" от корабелов АО "Адмиралтейские верфи", краболов пр. 03141 "Аян", построенный силами АО "Восточная верфь" и малый сейнер пр.174610 "Всеслав". Впрочем последний был создан на мощностях ООО "Строительство и ремонт малотоннажного флота" в Калининградской области вне рамок программы "Квоты под киль"
Более позитивной динамикой был отмечен прошедший 2023 год, в течении которого промысловики получили целый десяток новых судов, причем собственно рыболовных среди них оказалось только пять:
Для сравнения: за тот же период китайские верфи передали нашим заказчикам три крупных рыболовных судна, построенным под требования Российского морского регистра судоходства. Таким образом, пока отечественные промысловики получили едва пятую часть судов, строительство которых было предусмотрено по итогам I-го этапа программы инвестиционных квот. Хочется надеяться, что 2024 год в этом смысле станет гораздо более удачным и все больше "килей" со стапеля и от достроечных стенок смогут выйти в районы промысла по всем рыбохозяйственным бассейнам страны.
Немного оптимизма в эпилоге...
Как свидетельствует официальная статистика, в 2023-м вылов заметно просел практически по всем основным видам промысловых рыб, за исключением разве что безусловного лидера рыбного меню россиян – минтая. Зато уже первые месяцы текущего года были ознаменованы заметным приростом большинства этих показателей относительно аналогичного периода года прошлого:
При сохранении подобных позитивных тенденций в последующие месяцы (с выравниванием ситуации по салаке и шпроту) можно рассчитывать на существенное превышение рекордного прошлогоднего результата, в достижении которого на сей раз примут участие уже все российские РХБ. Однако безусловным лидером по поставкам рыбы и прочих морепродуктов к столу россиян безусловно и дальше останется Дальневосточный федеральный округ.
Но ведь рыбу мало выловить – ее еще надо оперативно доставить из приоритетного региона добычи в регионы приоритетного потребления (с максимальной концентрацией потребителей), т.е. с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Да еще доставить так, чтобы дополнительные транспортные расходы не сделали эту самую рыбку по-настоящему золотой, а значит – и недоступной для массового покупателя.
До недавнего времени льготный тариф на профильные железнодорожные перевозки в указанном направлении действовал лишь для минтая, но уже в самом скором будущем его предполагается распространить также на иваси (улов которой в 2024г прогнозируется на рекордном уровне) и лососевые виды рыб. Распоряжение о предоставлении необходимых для этого субсидий было сделано Президентом России Владимиром Путиным 20 февраля, а соответствующее решение Кабмин должен принять уже до 15 апреля этого года.
Правда, при этом остается открытым еще вопрос с провозной способностью российских железных дорог, но... это уже совсем другая история.
И важный постскриптум
14 февраля Правительством Российской Федерации было принято постановление №157, корректирующее правила строительства судов в рамках программы "Квоты под киль". В частности, участвующие в ней рыбопромысловые компании при заказе судов должны учитывать новое правило: затраты на товары, работы и услуги, закупаемые в России, должны составлять не менее 30% общей стоимости проекта.
Более того: разработка всех необходимых для его осуществления конструкторских и технологических документов также должна вестись в России, а корпуса судов – формироваться на российских же верфях из отечественных материалов.
При этом новый порядок касается уже спроектированных и строящихся на российских верфях судов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот в рыболовстве.
Ну что же, Государство сказало свое веское слово. Теперь дело за промысловиками и корабелами, которым предстоит соответственно заказывать и строить суда уже по новым правилам.