В этом году онлайн-продажи продовольствия вырастут в три раза
До 10% жителей городов-миллионников к 2023 году будут покупать продукты питания преимущественно онлайн, прогнозирует InfoLine.
По итогам 2019 года рынок foodtech (без учета доставки из ресторанов) вырос на 67%, до 45 млрд рублей. В 2020 году объем рынка утроится, в 2021 году рост замедлится до 85%, в 2022 году - до 60%. В результате в 2022 году рынок онлайн-продаж продуктов питания приблизится к 400 млрд рублей, прогнозирует InfoLine.
"Те экономические трудности, которые мы переживаем и будем переживать дальше, не позволят рынку еды расти так, как нам бы хотелось. При этом все, что касается интернет-продаж, будет расти высокими темпами. Но, даже несмотря на наш оптимизм, по нашим оценкам, к 2023 году только 10% продаж продуктов питания будет приходиться на дистанционные продажи", - сказал гендиректор InfoLine Иван Федяков, выступая на "Форуме лидеров продовольственного бизнеса" в рамках выставки WorldFood Moscow.
Драйвером роста рынка в 2020 году стала пандемия и связанные с ней ограничения. "Именно в сегменте продуктов питания произошел самый выдающийся рост продаж через интернет - почти в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом. Конечно, во многом потому, что и база была слабая, но очевидно, что этот самый консервативный рынок стал стремительно меняться <...> Конечно, это происходило не потому, что этого хотели компании, а во многом потому, что этого хотели потребители", - отметил Федяков.
Ритейлеры начали активно трансформировать свой бизнес, развивать онлайн-продажи. "Вокруг потребителя формируется совершенно новое поле возможностей для покупки продуктов питания, по сути дела, это новый рынок. Мы за какие-то полгода пережили тот эволюционный путь, который должен был бы, наверное, занять годы нашей жизни", - сказал эксперт.
По оценке InfoLine, крупнейшим игроком на российском рынке e-grocery по итогам первого полугодия 2020 года стала X5 Retail Group (интернет-гипермаркет Perekrestok.ru, сервисы экспресс-доставки из супермаркетов "Перекресток" и магазинов "у дома" "Пятерочка"). Онлайн-продажи Х5, как и продажи интернет-гипермаркета "Утконос", превысили 8 млрд рублей, но Х5 росла значительно быстрее: на 308% против 66%, которые продемонстрировал "Утконос".
На третьем месте оказался сервис доставки "Сбермаркет" (рост в 10 раз). За тройкой лидеров следуют Ozon (+200%), Wildberries (+910%), iGooods (+238%), "Вкусвилл", "Яндекс.Лавка", "Самокат" (оценка динамики не приводится) и "Азбука вкуса" (+96%).
"Лидеры уже исчисляют объемы продаж миллиардами рублей. Компании растут трехзначные темпами, а некоторые, как например, "Сбермаркет", растут в 10 раз по сравнению с объемом продаж прошлого года. Это, конечно, просто выдающиеся показатели - нигде так стремительно, такими темпами не меняется бизнес и не меняется ландшафт (рынка)", - отметил Федяков.