В Калининграде обсудили потенциал развития АПК и рыбного хозяйства
Вопросы развития агропромышленного комплекса, в том числе рыбной отрасли Калининградской области, обсудили на выездном совещании Министра сельского хозяйства России Дмитрия Патрушева. В мероприятии приняли участие губернатор региона Антон Алиханов, представители Россельхознадзора, Росрыболовства, Объединенной зерновой компании, Россельхозбанка, отраслевых ассоциаций, руководители крупнейших сельскохозяйственных предприятий.
В ходе мероприятия участники обсудили текущую ситуацию и перспективы АПК субъекта, меры господдержки, развитие мелиоративного комплекса, состояние рыбопромышленного комплекса и пушного звероводства, фитосанитарную и противоэпизоотическую ситуацию, а также другие актуальные темы. Открывая совещание, Министр обозначил основные показатели АПК области.
С докладом о состоянии рыбопромышленного комплекса, который является одним из драйверов социально-экономического развития региона, выступил заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук.
По результатам 2019 года объём добычи на Балтике составил порядка 45 тысяч тонн. По данным научных исследований, этот показатель – максимальный на прогнозируемую перспективу, дальнейшее увеличение вылова, исходя из промыслового запаса, невозможно. Кроме того, калининградские рыбаки добывают около 200 тыс. тонн в водах Атлантики – исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части океана. «Таким образом, совокупный вылов рыбаками области достигает 250 тысяч тонн. Но на берег, по итогам 2019 года, было поставлено порядка 55 тысяч тонн, то есть фактически объём добычи в Балтийском море, а уловы из Атлантики идут мимо», – отметил заместитель руководителя Росрыболовства.
Береговые рыбоперерабатывающие мощности поддерживаются в хорошем состоянии, вводятся новые объекты. В то же время, поставки сырья, по экспертным оценкам, не обеспечивают и 50% загрузки. Пётр Савчук подчеркнул, что проблему по обеспечению уловами берегового производства можно решить за счёт расширения географии промысла калининградских предприятий, в том числе выхода в Каспийское море, переориентации уловов с океанического промысла и организации поставок рыбы для консервных заводов с Дальнего Востока. В первую очередь, речь идёт о сардине иваси и скумбрии, уловы этих объектов интенсивно растут.
«Нужно создать условия, чтобы загрузить переработку, повысить долю выпуска продукции с добавленной стоимостью. Мы работаем над этим, провели ряд встреч с рыбаками. Калининградские предприятия собираются идти на Каспий, где на первом этапе смогут освоить порядка 14-20 тысяч тонн кильки. Дополнительную загрузку обеспечит сардина иваси и скумбрия – по оценкам Росрыболовства есть возможность поставлять в Калининград около 50 тыс. тонн. К тому же на Балтике недоосваиваются около 5 тыс. тонн салаки», – сказал Пётр Савчук.
По мнению замруководителя Росрыболовства целесообразно рассмотреть возможность создания условий для стимулирования доставки уловов, добываемых в конвенционных и открытых районах мирового океана, зонах иностранных государств и расширения рыболовства в открытом океане. «В рамках Стратегии развития РХК до 2030 года предложены как минимум два проекта, близкие Калининграду: промысел атлантических тунцов в рамках ИККАТ и арктического криля и других видов в Антарктиде», – подчеркнул Пётр Савчук.
Потенциал развития региона заложен и в его расположении – непосредственной близости к странам ЕС, традиционным потребителям рыбной продукции глубокой переработки.
«Калининград может составить конкуренцию рыбопромышленным комплексам Польши и Германии. Ключевым фактором успеха должны стать устойчивые условия поставок сырья и качество готовой продукции», – подчеркнул Пётр Савчук.
Расширение поставок сырья на российский берег будет способствовать развитию портовой и холодильно-складской инфраструктуры, мощностей по глубокой переработке, обслуживанию и ремонту рыбопромыслового флота.
Отдельно заместитель руководителя Росрыболовства остановился на программе обновления рыбопромыслового флота. На территории Калининградской области ведётся строительство судов – как в рамках программы инвестиционных квот, так и для осуществления прибрежного рыболовства на Балтике. «В области судостроения предприятиям региона уже есть что заявить и предложить заказчикам. В рамках программы инвестиционных квот построено 3 современных среднетоннажных судна, 1 крупное судно в процессе строительства. Помимо инвестквот, в области строят суда по совместной программе с Минпромторгом – 1 судно проекта «Адамат» уже в стадии завершения, ещё 3 будет построено в ближайшие годы», – отметил Пётр Савчук.
Кроме того, регион субсидирует строительство малых судов и рыболовных мотоботов, которые не попали в федеральную программу поддержки, а также в переработку и аквакультуру.