В Карелии создают уникальный рыбопромышленный кластер
Рыбоводы Карелии не хотят зависеть от импортной икры и кормов. Они хотят иметь «все свое»: своих мальков, свой корм и своих докторов, которые будут следить за состоянием поголовья чешуйчатого стада. Что войдет в структуру нового рыбопромышленного кластера - уже известно. Об этом сообщает karel.mk.ru.
Наука, бизнес и власть объединили усилия для того, чтобы укрепить позиции Карелии на общероссийском уровне. На прошлой неделе в Институте экономики Карельского научного центра РАН прошел заключительный семинар по созданию Стратегии развития рыбопромышленного кластера республики. В течение полутора месяцев экономисты, предприниматели, занятые в отрасли рыбоводства вместе с министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства и Корпорацией развития Карелии решали – что войдет в кластер и чем он поможет карельским рыбоводам.
Сама по себе отрасль сейчас весьма перспективна. С введением продуктовых санкций у Карелии появились шансы наводнить рынок своей рыбой. Сейчас доля карельской продукции на общем рынке – всего около 10 процентов, примерно 20 тысяч в год из 220 тысяч тонн. Резервы роста, как считают специалисты, есть. Это, в частности, Белое море.
По оценкам главы Минсельхоза Карелии, в регионе сейчас действует 56 рыбоводных хозяйств. Если кластер появится, их может стать на порядок больше. Все условия для этого, как считает глава карельского Минсельхоза Всеволод Телицын, есть.
Однако не все просто, как водится. По словам председателя Ассоциации форелеводов Карелии Виталия Артамонова, материально-техническая база местных производителей оставляет желать лучшего, корма для хозяйств приходится закупать за рубежом, несмотря на скачки курсов валют. Нет в республике и своей лаборатории, куда можно было бы направлять образцы больной рыбы, нет завода по глубокой переработке рыбы и отходов, остро не хватает кадров. Несмотря на то, что зарплата работников рыбоводческих хозяйств нередко достигает 70-80 тысяч рублей, условия настолько непривлекательны, что молодые специалисты предпочитают менее денежную, зато спокойную работу в тепле и сухости.
Еще одна очень важная проблема – отсутствие своего селекционного центра. Если бы он был, предпринимателям не приходилось бы закупать посадочный материал за большие деньги.
Размечтались…
Специалисты Института экономики, которые работают над Стратегией создания и развития рыбопромышленного кластера по заказу Минсельхоза РК (оплатили труд экономистов, кстати, инвесторы, которые заинтересованы в Карелии, но приходить в регион, не прозондировав почву, не желают) пообещали, что к своим изысканиям будут привлекать не только ученых из смежных областей науки, но и тех, кто работает на земле – точнее, на воде. Рыбоводов из разных районов приглашали несколько раз для того, чтобы понять, как создавать этот самый кластер, чтобы он не остался исключительно бумажным проектом.
В результате были сформированы списки предложений, которые в идеале нужно успеть реализовать в пяти- и пятнадцатилетний сроки.
Предприниматели, чиновники и ученые сошлись во мнении, что к 2020 году не плохо было бы повысить эффективность использования существующих производств на карельских водоемах. Именно на работающих рыбоводных площадках участники работы считают целесообразным проверять на прочность всевозможные пилотные проекты.
Кроме того, через пять лет инвесторы уже должны быть привлечены к созданию инфраструктуры и вспомогательных услуг. Без хороших дорог, без коммунальных сетей и прочего кластер не спасут даже уникальные продукты.
К 2020 году в Карелии нужно построить селекционно-племенной центр (предполагаемое место дислокации – реконструированный Выгский рыбоводный завод и завод «Вирта»).
Предлагается создать на Белом море рыбохозяйственный комплекс с мощностью в тысячу тонн ежегодно и мидиевое хозяйство (мощность – 400 тонн в год).
Для того, чтобы успешно запускать пилотные проекты и двигаться дальше, нужен и ветеринарный исследовательский центр.
Также за пять лет производители хотели бы увидеть решенной кадровую проблему.
Это – та база, без которой говорить о кластере – невозможно. Если все получится, тогда можно будет замахнуться на создании собственной кормобазы, восстановление рыбозаводов и создание республиканского центра глубокой переработки продукции. К 2030 году в Карелии будет очень кстати если не сам центр утилизации и переработки отходов (например, в рыбную муку, которую можно будет продавать), то хотя бы проект такого центра. А там уже недалеко до создания и продвижения своих собственных рыбных брендов.
Кластер потребует и развития инфраструктуры. В частности, соцобеспечения. Рыбоводы полагают, что молодых специалистов следует обеспечивать жильем так же, как молодых учителей, едущих в село. Без энергообеспечения и транспортной сети также не обойтись, рыба – продукт, требующий деликатного отношения.
Замкнутый финансовый круг
Все это – замечательно. Однако возникает ряд вопросов. И один из них связан с источниками финансирования. Виталий Артамонов полагает, что при помощи только частных инвестиций кластер создать не удастся.
Однако отвлекать деньги от основных проблем государства, по мнению Артамонова, тоже не выход.
- Мы предполагаем финансирование за счет компенсаций. К примеру, со стороны компаний, занимающихся разведкой и разработкой месторождений нефти, - объяснил форелевод.
Самим рыбохозяйственникам также предстоит потрудиться и скооперироваться для того, чтобы помочь себе. Примером новой кооперации могут стать закрытые акционерные общества, дающие синергетический эффект, предложил профессор экономики Анатолий Шишкин.
В рамках региональной программы по развитию агропромышленного комплекса Карелии до 2020 года на улучшение ситуации в рыбном хозяйстве выделяется более 230 миллионов рублей.
Крупная сумма достанется рыбоводам и по линии ФЦП развития региона. Вместе с промышленным комплексом сельское хозяйство Карелии получит 135 миллиардов рублей.
Очень солнечно, но ничего не ясно
Как «МК» в Карелии» сообщили в Минсельхозе Карелии, за последние несколько лет в республиканском рыбопромышленном комплексе произошло несколько очень значимых событий. Так, в 2013 году на базе «Вирты» был открыт инкубационно-вырасной цех на 12 тысяч мальков. При этом, не без гордости отмечают в министерстве, оборудование в цехе даже лучше, чем в Финляндии и Норвегии. Завершено строительство первой очереди такого же цеха в Сортавальском районе, на 2,5 миллиона штук посадочного материала – мальков форели.
Но всего этого мало. Пока мы зависим от импортной икры, о самостоятельности и стабильности в отрасли говорить невозможно. Нужен свой селекционно-племенной центр.
За право получить поддержку на строительство такого центра из федерального бюджета борются многие регионы России. Как рассказал Всеволод Телицын на одной из встреч с рыбоводами и экономистами, Карелия хочет опередить всех. Но в Росрыболовстве пока решение не принято. Хотя разговоры о появлении такого центра велись еще в начале прошлого года, тогда глава ведомства Илья Шестаков обсуждал этот вопрос с главой республики, кроме того, неоднократно предлагалось включить строительство центра в программу по развитию рыбохозяйственного комплекса.
По словам руководителя управления рыбного хозяйства профильного министерства РК Игоря Пепеляева, несколько недель назад документы, которые помогут внести центр в федеральную целевую программу, были направлены в федеральное агентство по рыболовству. Пока решение не принято и вопросов остается много. Например, каков будет статус нового объекта. Пепеляев сообщил, что на строительство центра еще в ценах 2014 года требовалось никак не меньше 780 миллионов рублей. Если центр будет федеральным, то и деньги на постройку и оснащение придут из бюджета России.