В Правительстве обсудят возможность изменения базовых принципов закрепления квот
Минвостокразвития рассматривает предложение об увеличении предоставляемой в инвестиционных целях доли общего допустимого улова краба с 50 до 100%, а водных биоресурсов - с 20 до 50%. Доходы от продажи квот предлагается направить в том числе на развитие Дальнего Востока. Предложение разработано Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ).
Как стало известно, Минвостокразвития рассматривает предложение Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта по увеличению предоставляемой в инвестиционных целях доли общего допустимого улова краба с 50 до 100%, а водных биоресурсов - с 20 до 50%. Напомним, в октябре прошлого года состоялись крабовые аукционы по распределению 50% квот на добычу ценного водного биоресурса. Выручка государства от продажи долей квот на Дальнем Востоке составила свыше 99,5 млрд рублей, на Северном бассейне – 42,8 млрд рублей. Кроме того, предприятия подписали контракты на строительство 15 судов-краболов на дальневосточных верфях на сумму 22,2 млрд рублей. Ранее было принято решение о субсидировании строительства краболовов на верфях Дальнего Востока, однако, на сегодняшний день не определен источник финансирования субсидии. При этом уже сейчас очевидно, что сроки строительства серьёзно сдвинутся, а стоимость самих судов неизбежно вырастет.
Как отмечает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев, крабодобычтики для участия в аукционах и выполнения инвестобязательств взяли кредиты под залог финансовых потоков от оставшейся доли крабов. «Если сейчас у них заберут вторую половину, обслуживать кредиты будет нечем», - подчеркнул он.
На данный момент за рыбаками по историческому принципу закреплено 80% квот на добычу рыбы, оставшиеся 20% выделены под инвестиционные квоты, сейчас предлагается уменьшить долю исторически закреплённых квот еще на 30%.
«Считаем, преждевременно увеличивать долю инвестквот до 50% до тех пор, пока не будут построены корабли в рамках уже предоставленных 20% квот. В рамках распределения 20% квот будет построено 43 судна, если объем инвесквот будет увеличен до 50%, портфель заказов рыбаков увеличится до 80 судов к 2035 году. Построить такое количество судов наши верфи просто не смогут, так как не имеют достаточного количества производственных мощностей и трудовых ресурсов. Кроме того, имеются затруднения с поставками импортных комплектующих, вызванные экономическими санкциями и ограничениями по перемещению грузов и трудовых ресурсов через границу.», - отмечает Герман Зверев.
Он напомнил, что на данный момент по всем строящимся на российских верфях в рамках программы инвестквот рыболовецким судам отставание от графиков составляет от года до двух. Источником покрытия расходов на строительство этих 43 судов является действующие квоты предприятий, которые предлагается урезать еще на 30%. Это приведет к затруднениям финансирования уже строящихся контрактов на строительство судов в рамках инвестквот.
«Кредитная нагрузка предприятий остается высокой и на сегодняшний достигла отметки в 250 млрд рублей. Очередное перераспределение квот привет не к ускорению экономическое развитие и повышению инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и Арктики, а к дефолту предприятий отрасли, а следовательно снижению налоговых поступлений в бюджет региона, остановке инвестиционных проектов, сокращению числа занятых в отрасли и ухудшению социального климата региона», - резюмирует Зверев.
Он напомнил, что все квоты достались рыбакам не бесплатно. В период с 2000 до 2019 год с учётом индекса-дефлятора рыбопромышленники заплатили государству за право вылова около 700 млрд рублей (на аукционах 2000-2002 гг. за квоты, которые в последствии предприятия получили «по историческому принципу», а также в 2003-2019 гг. на аукционах за другую часть квот).