В Правительстве проанализировали ход «цифровизации» рыбной отрасли
Сегодня, 26 января 2023г., президент ВАРПЭ, глава Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев принял участие в совещании у вице-премьера – руководителя Аппарата Правительства России Дмитрия Григоренко. На нем обсуждались вопросы оптимизации процессов в сфере разрешительной деятельности.
Напомним, в 2019 году по рекомендации президента РСПП Александра Шохина Герман Зверев стал главой рабочей группы «регуляторной гильотины» (РГ) в сфере рыболовства от делового сообщества. Он стал одним из двух сопредседателей рабочих групп, представивших доклад на прошедшем в Правительстве совещании.
Он рассказал о результатах оптимизации услуги по выдаче разрешений на добычу водных биоресурсов. По его мнению, механизм «регуляторной гильотины» позволил качественно изменить эту процедуру, прежде всего, ускорить принятие застрявшего в межведомственных согласованиях законопроекта об электронном промысловом журнале. Рабочая группа детально проработала поправки в документ, предложения и замечания по всем этапам предоставления госуслуги, по перечням документов, предоставляемых заявителем, и срокам их подачи.
«Первоначально у представителей бизнес-сообщества и Росрыболовства были существенные разногласия в части сроков оформления разрешений. Они были устранены в рамках согласительных совещаний с участием представителей рабочей группы, Росрыболовства и Аналитического центра. Отмечу, что всего за 2022 год было проведено 62 заседания рабочей группы в очном формате – мы собирались еженедельно», - подчеркнул Герман Зверев.
По его словам, автоматизация позволила уже с октября 2022 года начать выдачу электронных разрешений через Госуслуги. По информации Росрыболовства, их число уже превысило 6 000 (это около 20% от общего объема). Пользователи массово переходят на подачу заявок онлайн. В целом же новый порядок охватит выдачу ежегодно около 30 000 разрешений и 35 000 изменений в них, отметил Герман Зверев.
По оценкам ВАРПЭ, переход «на цифру» позволит сократить прямые издержки предприятий по доставке оригиналов разрешений на рыбопромысловые суда на сумму не менее 200 млн рублей в год. Косвенные издержки, связанные с ожиданием доставки разрешений и приостановкой промысла, согласно исследованию ВШЭ, оцениваются в 15 – 18 млрд рублей. «Для сравнения, весь объём налоговых платежей рыбной отрасли в прошлом году составил около 80 млрд рублей. Так что экономический эффект цифровизации разрешительной деятельности в рыбной отрасли весьма весом», - оценил результаты проекта Герман Зверев.
Он добавил, что, по мнению бизнеса, электронная подача заявлений намного удобнее: нет необходимости в личном визите и отправке большого перечня документов. Кроме того, общий срок оказания услуги сокращается, уменьшая потери промыслового времени. При этом важно, что установлен переходный период, который сохраняет возможность подачи документов и получения разрешений в бумажном виде.
С учетом уже принятых изменений с марта 2023 года срок выдачи всех типов разрешений снизится вдвое (с 15 до 7 рабочих дней). «Это означает, что количество судосуток простоя флота снизится на несколько тысяч. Огромная цифра. Кроме того, сокращен перечень документов, которые заявителю необходимо предоставить, все они предоставляются в электронном виде», - подчеркнул он.
Напомним, ежегодно в России сотни рыбопромысловых судов добывают порядка 5 млн тонн водных биоресурсов. На борту каждого из них должно находиться разрешение на вылов, без которого промысел запрещён. До осени прошлого года разрешения выдавались только в бумажном виде и доставлялись на суда. При этом десятки рыбопромысловых судов находятся в море многие месяцы и в этих случаях всегда возникали трудности с доставкой бумажных разрешений.