В России может появиться ЕГАИС для черной икры
Система учета и контроля продукции из осетровых видов рыб будет разработана по аналогии с Единой государственной автоматизированной информационной системой учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции /ЕГАИС/. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на ИТАР-ТАСС.
Создание системы специальной маркировки икры осетровых предусмотрено в поручении президента РФ по развитию рыбохозяйственного комплекса, уточнили в ведомстве.
"Важно, чтобы система была безупречна и совершенно точно отвечала на вопрос, откуда эта продукция, где она выловлена и переработана", — сказал руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. В первую очередь, система учета предназначена для осетровой икры, заметил он. Этот деликатес часто подделывают, например, подкрашивая икру других рыб или выдавая аквакультурную черную икру за дикие виды, которые в России практически не производятся легально из-за десятилетнего запрета на промысел осетровых, введенном в 2007 году. На искусственно выращенную рыбу он не распространяется. Прозрачность происхождения икры может помочь продвижению деликатеса российского производства на зарубежных рынках, уверен Савельев. "Там чрезвычайно серьезно подходят к вопросам качества и стараются избегать продуктов неизвестного происхождения", - подчеркнул он.
Участники рынка считают, что единая система контроля будет бесполезна для выхода на европейский рынок. "Государство не создает условий, чтобы мы работали на Европу", — отмечает генеральный директор торгового дома "Русский осетр" Антон Стрижаков. Россия до сих пор не может поставлять свою аквакультурную икру в страны ЕС из-за разных требований к производству, но аудит рыбохозяйственных комплексов до сих пор не пройден, сетует он. Однако, черная икра с европейских рыбоводных комплексов поставляется в Россию без ограничений, составляя конкуренцию российским производителям. "Предприятие в состоянии само учитывать свою продукцию, а государство отношения к хозяйствам не имеет, квот и господдержки нет. Властные структуры лишь дают разрешение на экспорт, так что его и так можно отследить", — считает Стрижаков. По его данным, в российских розничных сетях стоимость килограмма осетровой икры достигает 70-80 тыс руб/кг, в год российские рыбохозяйственные комплексы производят около 20 тонн осетровой икры. Объем черного рынка собеседник агентства оценивает в 40 тонн в год. При допуске на рынки стран ЕС российские аквакультурные предприятия могли бы нарастить производство в 2-3 раза за пять лет, полагает Стрижаков.
Однако система идентификации продукции пригодится не только для осетровых — речь идет о создании контроля системы качества и прослеживания рыбопродукции, подчеркивает Савельев. "Сейчас потребитель зачастую видит на упаковке только адрес предприятия, где упакована рыба или морепродукты, а о месте вылова не имеет никаких сведений", - сказал он. В случае с черной икры эта задача может решаться с применением чипов на упаковке или генетического банка данных осетровых, который есть в распоряжении российских ученых, продолжает представитель ведомства.
Подобные требования к контролю продукции содержались в проекте закона "Об обороте осетровых", разработанного Росрыболовством в 2008 году. В свете поручений президента к нему придется вернуться, не исключает Савельев. Кроме внедрения универсальной системы маркировки продукции из осетровых видов рыб, перечень поручений в целом предусматривает в срок до ноября 2013 года разработку проекта государственной подпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса", направленной на развитие осетрового хозяйства. В поручениях отдельно выделяется вопрос развития товарной аквакультуры осетровых путем поддержки российских рыбоводных хозяйств, в приобретении высококачественных кормов, снижении налоговой нагрузки и таможенных платежей на ввоз оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, компенсации процентных ставок по кредитам с учетом длительности цикла запуска производства.
Напомним, ЕГАИС была введена в 2005 году. С того времени обсуждается распространение подобных систем на другие сферы потребительского рынка, требующие контроля государства.