В рыбацкой отрасли оценивают плюсы и минусы от введенного Россией запрета на ввоз ряда иностранных товаров
Островная область по праву входит в число территорий, которые считаются родиной тихоокеанского лосося. Естественно, что и продукция из горбуши, кеты, нерки и других видов красной рыбы в широком ассортименте представлена на прилавках наших магазинов. Но вот парадокс – выловленный на Сахалине и Курилах лосось зачастую соседствует на тех же самых прилавках со своим собратом, завезенным с другого конца России. Причем производящая эту рыбопродукцию компания «Русское море» прямо информирует на своей упаковке, что слабосоленая форель и семга – не отечественные, а норвежского происхождения. Об этом сообщает skr.su.
У того, кто далек от тонкостей рыбного бизнеса, сразу возникает вопрос: а зачем, как говорится, ездить в Тулу со своим самоваром?..
– Видимо, этой компании закупленный оптом норвежский лосось обходится дешевле, чем наш, выловленный на Дальнем Востоке, – пояснил председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько. – Причем настолько дешевле, что даже после его переработки и доставки сюда для продажи в розничной сети и компания, и торговля не остаются в минусе. А вот у нас высокие тарифы на перевозку добытого лосося по железной дороге в материковую часть страны – основная беда…
К вышесказанному можно добавить: чужую рыбу везут в рыбный край еще и потому, что здесь на нее есть спрос. Во-первых, в рознице она продается примерно по той же цене или немногим дороже, чем местная кета или нерка. Часть покупателей привлекает броский товарный вид норвежского лосося – его ломти в упаковке выглядят более жирными и яркими по цвету, чем наша рыба.Во-вторых, о вкусах не спорят, хотя многие наверняка наслышаны о том, что дикий лосось куда полезней для здоровья, чем выращенный в садках на кормах, неизвестно где и из какого сырья произведенных.
Впрочем, в начале августа появился очень хороший шанс освободить полки в наших магазинах для собственной же рыбы и морепродуктов. Как известно, Россия приняла ответные меры по ограничению импорта из Европы, Канады, Австралии и США. В список санкционных товаров попали живая, свежая, охлажденная и мороженая рыба, ракообразные, моллюски и некоторые другие виды продукции из водных биоресурсов. Причем речь идет о довольно крупных даже в масштабах страны объемах.
Например, упомянутого выше норвежского лосося за первое полугодие завезли в Россию, по данным экспертов, около 112 тыс. тонн. Это примерно пятая часть красной рыбы, которую съедает отечественный потребитель. Очевидно, что восполнить выпадающую часть такого вида продовольственных товаров предстоит в ближайшее время. А значит, придется напряженно поработать не только нашим рыбакам, но и специалистам крупных оптовых компаний, которым уже дан зеленый свет на поиск новых поставщиков на Фарерских островах, в Чили, Перу и других регионах, где вылавливают лососевых.
Своим – в первую очередь
На прошедшем недавно рабочем совещании, посвященном стабильному продовольственному снабжению области, в числе прочих обсуждался и рыбный вопрос. Губернатор Александр Хорошавин отметил, в частности, что спрос на сахалинскую рыбопродукцию возрастет и ее, конечно же, нужно поставлять на отечественный рынок. При этом глава региона подчеркнул: в первую очередь рыбой по адекватным ценам должны быть обеспечены жители области.
На нехватку продукции сахалинских рыбопромышленников островная торговля не жалуется. Вдобавок внимательный покупатель наверняка отметил, что, по сравнению с началом путины, сегодня цена, например, на свежевыловленную горбушу упала вдвое. Еще дешевле можно купить ее в рамках акций «социальная рыба», которые нынешним летом проводятся в разных городах области. А вот что касается поставок на материк, то там – своя ситуация.
– Отпускная оптовая цена на горбушу в этом году выросла, – сообщил руководитель областного агентства по рыболовству Павел Колотушкин. – Вполне вероятно, что оптовикам наша рыба в скором времени обойдется и еще дороже. Но санкции здесь ни при чем. Все дело в путине, которая складывается таким образом, что общий улов на Сахалине и Курилах может не достичь прогнозируемых 145 тыс. тонн красной рыбы. Не смогут взять запланированного объема и наши соседи на Западной Камчатке, а это неизбежно скажется на результатах всей дальневосточной лососевой путины…
Однако, как говорится, не лососем единым жив отечественный потребитель рыбной продукции. Именно на столы россиян и пойдет большая часть улова сахалинских промысловиков, которые в прошлом году добыли около 800 тыс. тонн водных биоресурсов. По словам П.Колотушкина, лишь около 276 тыс. тонн из этого улова были проданы за рубеж. Причем основную долю экспортных поставок составили минтай, морской еж, некоторые виды моллюсков и ракообразных, которые пользуются у нашего покупателя ограниченным спросом.
Вполне логичен вопрос: а по силам ли нашим рыбопромышленникам нарастить производство той продукции, нехватка которой ожидается из-за предпринятых Россией контрсанкций? Ответ на него можно найти, лишь оценив, какие еще дополнительные ресурсы есть в наших морях. А ими ведают уже федеральные органы власти, которые, кстати заметить, сделали первые шаги в нужном направлении.
В частности, в начале августа Федеральное агентство по рыболовству приняло решение увеличить общедопустимый улов северной креветки и креветки гребенчатой в Западно-Сахалинской подзоне, трепанга дальневосточного в Южно-Курильской зоне и т.п. Одновременно, как сообщил на одном из недавних совещаний глава Росрыболовства Илья Шестаков, ученым дано поручение провести дополнительные исследования, нацеленные на расширение ресурсной базы (ОДУ) по сельди, креветке и другим видам водных биоресурсов на 2015 год. Словом, перспективы для увеличения вылова у наших рыбаков появились, а значит, пришла пора оценить, где и в какие сроки потребуется нарастить промысловые и перерабатывающие мощности.
Исключили мальков
Даже школьнику известно, что осьминоги с мидиями в болоте не обитают, а Белоруссия морями не омывается. Тем не менее, по данным статистики, из этой республики в Россию поставили с начала года весьма приличные партии мидий – почти на 800 тыс. долларов США, а осьминогов – на
449 тыс. долларов. Таковы правила Таможенного cоюза, что наши партнеры могут ввозить в Россию продукцию, произведенную из сырья, закупленного в Европе и других странах. Поэтому и поклонникам импортных морских деликатесов дефицит не грозит. В этом можно убедиться воочию, познакомившись с ассортиментом сахалинских супермаркетов.
Под маркой белорусской компании «Санта Бремор» к нам завезены копченые мидии, креветки в масле, икра летучей рыбы, а также упомянутые выше форель и семга. Кстати, и любителям латвийских шпрот беспокоиться не о чем –
рыбные консервы вообще не попали в список товаров, запрещенных к ввозу в РФ. Одновременно из него уже исключен смолт – мальки атлантического лосося и форели, которые закупаются рыбоводными хозяйствами Мурманской области. По предложению Минздрава РФ также изъяли из черного списка БАДы, часть которых производится с использованием морепродукции.
Тем не менее без негативных последствий не обойтись. Как отметил, например, глава областного агентства по рыболовству П.Колотушкин, лососевые рыбоводные заводы Сахалина и Курил используют при выращивании мальков корма, произведенные в Дании. Ежегодная потребность в подобной продукции оценивается не менее 250 тонн. По мнению
П. Колотушкина, альтернативой могли бы стать схожие корма из Японии, где действует своя система искусственного разведения лососевых. Если же и ближайшая к нам иностранная держава решит включиться в «санкционное противостояние», то выход напрашивается сам собой – производство отечественных кормов. А наладить его можно за довольно короткий срок. Как сообщили представители «Сахалинрыбвода», в свое время корма для лососевых производились и непосредственно в нашей области. Нужное для этого оборудование сохранилось на одном из рыбоводных заводов и способно выдавать до 1 тыс. тонн продукции ежегодно. Остановили же производство здесь по одной простой причине – импортные корма обходились дешевле.
Дубль в кубе
Заместить импортную рыбу отечественной сегодня мешают и пресловутые административные барьеры. Уже не один год подряд островные рыбаки протестуют против того, что добытую в благополучных промысловых районах и замороженную рыбу заставляют направлять на ветеринарно-санитарную экспертизу. Мало того что рыбопромышленникам приходится платить за навязанные Россельхознадзором услуги многомиллионные суммы, так и само оформление продукции на вывоз в материковую часть страны длится в несколько раз дольше, чем получение необходимых документов на экспортные партии.
– Уже после введения санкций мы направили в Росрыболовство свое очередное обращение на эту тему, – сообщил вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Сергей Сиянов. – Мы, в частности, настаиваем на принятии специального документа – административного регламента, который регулировал бы исполнение Россельхознадзором функций по контролю в сфере ветеринарии на госгранице и на транспорте. А то ведь доходит до абсурда: после проверки рыбы при отправке с Сахалина сотрудники этого же ведомства опять начинают ее проверять в Приморье: вскрывают контейнера и влезают туда в уличной обуви. Я бы назвал это дублированием в кубе, поскольку занимаются подобным «надзором» сотрудники одного и того же управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области. К сожалению, положительных сдвигов ни в этом, ни в других наболевших вопросах мы пока не видим. Поэтому часть рыбаков и пришла к выводу, что проще и выгодней отправлять свою продукцию на экспорт…
Впрочем, шанс донести свою точку зрения до федеральных органов власти у островных рыбаков еще есть. На конец сентября запланирован рабочий визит на Сахалин заместителя министра сельского хозяйства РФ – руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова. И печально известный тотальный ветеринарный контроль вкупе с навязанной ведомством платной экспертизой каждой партии рыбопродукции наверняка станут одной из тем предстоящего совещания главы отрасли с сахалинцами.