ВАРПЭ просит Росрыболовство ввести мораторий на старт второго этапа инвестквот до 2033 года
Российские рыбопромышленники предлагают перенести как минимум на десять лет старт второго этапа распределения инвестквот на вылов рыбы, крабов и моллюсков в обмен на строительство судов и производственных мощностей. Процесс планировалось запустить в 2023 году. Теперь это невозможно, считают участники рынка, так как введенные в отношении РФ санкции делают инвестиции в отрасль рискованными.
Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) просит Росрыболовство ввести до 2033 года мораторий на старт второго этапа распределения квот на вылов водных биоресурсов (ВБР) в обмен на строительство судов и прибрежных рыбоперерабатывающих мощностей. Срок выбран не случайно: к этому времени истечет действие квот, распределенных в рамках первого этапа.
Вопрос обсуждался на заседании комитета «Опоры России» по рыбохозяйственному комплексу 15 марта, рассказали его участники. В «Опоре» подтвердили, что предложение вошло в пакет мер, направленных на рассмотрение в Росрыболовство. В агентстве сообщили, что им известно о предложении по введению моратория. Там добавили, что механизм инвестквот дорабатывается совместно с участниками отрасли с учетом международных санкций в отношении РФ.
Второй этап инвестквот должен стартовать в 2023 году, соответствующие поправки подготовил Минсельхоз. На аукционах планировалось распределить 24% квот на добычу сельди и минтая на Дальнем Востоке, 50% краба и 100% моллюсков. По итогам реализации программы инвесторы должны были построить около 30 рыбопромысловых судов, 35 судов-краболовов и 10 заводов на общую сумму 300 млрд руб.
Президент ВАРПЭ Герман Зверев считает, что отложить второй этап распределения квот необходимо из-за внешнеполитических факторов. По его словам, давление санкций в отношении РФ и разрыв прежних логистических цепочек уже сейчас болезненно сказываются на рыбном экспорте. Кроме того, поясняет он, квоты на промысел некоторых видов ВБР регулируются международными соглашениями. В текущих условиях эти документы могут быть отменены любой из подписавших сторон. Кроме того, хотя суда для рыбопромышленников строятся в России, компании в определенной степени зависят от курса валют.
«Значительный объем валютных затрат идет на бункеровку судов и их ремонт за пределами страны»,— отмечает господин Зверев. На краболовах и на крупнотоннажных судах при строительстве используются иностранные двигатели и комплектующие, производимые в Японии, Германии и других странах, добавляет глава Ассоциации рыбопромысловых предприятий Приморья Георгий Мартынов. В такой ситуации, полагает Герман Зверев, невозможно планировать новые долгосрочные инвестпроекты.
Но даже без учета санкционных и валютных рисков дополнительные издержки компаний — участников второго этапа распределения инвестквот, по предварительным данным, могут составить не менее 471 млрд руб., говорит Герман Зверев. По его словам, суммарные потери малых и средних добытчиков минтая и сельди до 2033 года достигнут 22,3 млрд руб., компаний, добывающих гребешок, трубача, морского ежа и трепанга,— 52,25 млрд руб., а добытчиков краба —191,2 млрд руб. Герман Зверев также указывает, что уже сейчас общая закредитованность предприятий, получивших квоты в рамках первого этапа, выросла на 53,46%, до 400 млрд руб., что значительно ухудшает положение компаний, учитывая рост ключевой ставки ЦБ до 20%.
В то же время, по словам президента Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексея Осинцева, без стимулирования российского судостроения к 2030 году даже с учетом реализации первого этапа программ более половины действующих сегодня судов достигнут среднего возраста около 40 лет. Но президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак не видит проблемы: по его словам, уже в рамках первого этапа инвестквот запланированы 15 крупнотоннажных траулеров. Кроме того, предприятия сейчас строят суда на иностранных верфях, например в Турции и Вьетнаме.