Вкусна каспийская килька, да ловить ее стало хлопотно
Один из даров Каспия - деликатесы и консервы из кильки - в Дагестане и России в целом пользуются хорошим спросом. И стоят недешево - на махачкалинском рынке мороженая килька продается по 35 рублей за килограмм. Однако добывающие эту самую кильку предприятия находятся в незавидном положении.
Раньше рыболовство было одной из бюджетообразующих отраслей Дагестана, а бюджет не был дотационным. Пол-Махачкалы было построено за счет предприятий рыбной отрасли и ее флагмана - «Порт Петровск». Но сейчас отрасль не может оправиться от затянувшегося кризиса 90-х годов. Многие предприятия обанкротились. Оставшиеся фирмы, занимающиеся ловом кильки, едва держатся на плаву и без помощи государства вряд ли смогут выбраться из круговорота проблем. Это старый изношенный флот, частые проверки контролирующих органов, долгий и сложный процесс получения разрешительных документов, рост цен на топливо, ремонт и обслуживание кораблей. В результате промысел кильки становится низкорентабельным, и у предприятий не остается оборотных средств на обновление производственных фондов.
Самое крупное госпредприятие - «Порт-Петровск» - было объявлено банкротом. Его продукция - баночки с каспийской килькой в масле - давно исчезли с прилавков и, похоже, надолго. Им на смену пришли рижские шпроты и другие заморские рыбки. Баночки красивые, но их содержимое не всегда соответствует их цене.
Почему в Дагестане лов кильки становится невыгодным? Объективных причин много. О них нам поведал генеральный директор рыболовецкой фирмы «Грант» Садик Андалаев.
- Ловом кильки сейчас занимаются мелкие предприятия. Весь принадлежащий этим дагестанским компаниям рыбный флот состоит из 10 хоть и старых, но пока работающих кораблей. Это средние рыболовецкие траулеры-морозильники СРТМ. Возраст этих судов - 30-40 лет. В страховых компаниях говорят, что корабли так долго не живут, и не страхуют их. Приходится выходить в море на свой страх и риск. Суда часто выходят из строя и требуют неоправданно больших расходов на ремонт и обслуживание. Недавно одно из наших суден вышло из строя из-за серьезной поломки двигателя. Ремонт обошелся в 1,5 млн. рублей. В Махачкале, к сожалению, нет ремонтной базы. При каждой поломке корабли приходиться буксировать в Астрахань.
В советские времена из разных портов на лов кильки выходили в море около 100 судов. Суточный лов по нормативам составлял 20 тонн, но ловили значительно больше, примерно 60 тонн рыбы. В последние годы суда выходят в море все реже и реже. Поймать 6-7 тонн кильки считается большой удачей. Часто суда ловят 500 килограммов или 1,5 тонны в сутки.
Но причина низкой рентабельности кроется не только в изношенности судов. Дизтопливо очень дорогое. Кроме того, в последние годы кильки в море стало мало. Почему ее запасы резко сократились? Существуют разные версии, но ни одна из них не считается абсолютно доказанной и единственно верной. Одна из версий - это завезенная из Азовского и Черного морей прожорливая медуза, которой килька пришлась по вкусу. Вторая версия - геологоразведочные работы. Буровые вышки и оборудование на нефтяных платформах создают много шуму. После безрезультатного разведывательного бурения скважину необходимо герметично закрыть специальным цементным раствором. Но скважины оставляют незакрытыми, и они становятся источниками ядовитых газов, которые не выходят на поверхность воды, а остаются на дне моря, отравляя морскую живность. Килька и мальки становятся первыми жертвами.
Кроме того, по словам Садика Андалаева, много времени у промысловиков отнимает необходимость сбора и оформления большого количества разрешительных документов. Это значительно осложняет промысел и является одной из причин простоя. Из оставшихся в строю 10 судов, увы, не все могут выйти в море. Приходится ходить и собирать печати в многочисленных инстанциях.
Со сбытом кильки у предприятий нет никаких проблем. Мороженую кильку с удовольствием берут во всех городах России. Она продается в свежемороженом виде или идет на переработку.
- Наше предприятие «Грант» было создано в 1993 году. Всего у нас работают 80 человек, включая экипажи трех принадлежащих нашей фирме судов. Одно судно находится в порту с рыбой, и два - в море. Экипажу одного судна только на зарплату нужно 250 тыс. рублей в месяц. Для нас это большие деньги, и заработать их весьма и весьма непросто. Говорят, что в перспективе рыба будет. Но старыми методами и технологиями она плохо ловится. У нас, к сожалению, не хватает оборотных средств, чтобы обновить суда. Одно судно стоит несколько миллионов долларов. У нас таких средств нет. Денег едва хватает на зарплату и снабжение кораблей. Мы стараемся вовремя выплачивать заработную плату, чтобы удержать специалистов.
В правительстве нам обещали помочь. Ознакомили со специальной программой по развитию рыболовства России, согласно которой для развития этой отрасли в Дагестане была предусмотрена определенная сумма на субсидии и кредиты. Обещали предоставить беспроцентный кредит. Для этого мы составили бизнес-план, собрали документы. Этот бизнес-план был одобрен всеми инстанциями, мы отдали его в «рыбный» комитет. Прошло больше года, но до сих пор ни результата, ни ответа мы не получили.
Если мы за беспроцентный кредит приобретем хотя бы одно судно, которое будет более стабильно, без частых поломок работать, это для нас станет большим подспорьем. Оно и себя окупит, и рабочие места сохранит.