Владимир Путин впервые за последние годы поднял вопрос о потреблении рыбы и рыбопродукции населением страны
На совещании с членами правительством Российской Федерации, состоявшемся 16 августа 2023 года, президент России Владимир Путин впервые за последние годы поднял вопрос о потреблении рыбы и рыбопродукции населением страны.
Так он, предваряя обсуждения этого вопроса, подчеркнул: «Полноценное питание к которому относится потребление в данном случае морепродуктов. Вот потребление рыбы 22 кг (имеется в виду на чел/год; пояснение автора) составило в 2022 году, а по рекомендации Минздрава должно быть 28 кг. Илья Васильевич (имеется в виду руководитель Росрыболовства Шестаков И.В.; пояснение автора), что нам мешает добиться нужных результатов?»
На конкретный и прямой вопрос президента России Владимира Путина руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в своем пространном докладе перечислил успехи достигнутые «рыбохозяйственным комплексом» (термин, не имеющий законодательной основы – изобретение рыбсельхозчиновников; законодательно закреплено термин только «рыбное хозяйство»; пояснение автора) – от увеличения вылова, ожидаемой рекордной лососевой путины до предстоящего втором этапе инвестквот, крабовых аукционов, которые пополнят казну не менее, чем на 340 млрд рублей. Упомянули о трудностях с доставкой рыбы в европейскую часть России с Дальнего Востока и так далее. В заключение, в лучших традициях современного чиновника столь высокого класса, попросил президента оказать содействие в выделении 220 млн рублей для Азово-Черноморских рыбаков. И все. Ни единого слова на прямой вопрос Путина: «…что нам мешает добиться нужных результатов» в потреблении рыбы населением страны.
Выступивший губернатор самого рыбного региона страны Камчатского края Владимир Солодов был более конкретен, чем руководитель Росрыболовства. Он отважился даже поправить президента относительно того, что фактическое потребление рыбы населением страны составляет не 22 кг, а вдвое меньше. Причины этого губернатор видит в нежелании молодежи потреблять больше рыбы. И что надо, дескать, разработать комплексную госпрограмму по стимулированию внутреннего потребления рыбопродукции.
Вспомнил Владимир Солодов, как о положительном факте, установленный в Советском Союзе «рыбный четверг». Последнее не нашло поддержки у Путина. А вот подумать о разработке комплекса мер по стимулированию потребления рыбопродукции населением страны было положительно воспринято президентом и поручено эту работу осуществить, не руководителю Росрыболовства Илье Шестакову, а министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. Такое решение, предположу, естественная реакция президента на витиеватый доклад Шестакова в котором он проигнорировал ответить на поставленный вопрос президентом.
И все же на данном совещании, несмотря на то, что в нем принимали участие все члены правительства Российской Федерации во главе с председателем Михаилом Мишутиным, так и не прозвучал ответ на поставленный Путиным конкретный вопрос: «…что нам мешает добиться нужных результатов?» в обеспечении населения рыбопродукцией. Полагаю, произошло это по одной из двух причин.
Первая, к сожалению, чиновники столь высокого уровня, включая и руководителя Росрыболовства, вероятно не владеют фактическим положением дел по данному вопросу.
Вторая, даже если кто-то из членов правительства и владеет всей полнотой информации по обеспечению населения рыбопродукцией, но озвучивать ее не решился, поскольку картина действительно плачевная. Зачем вызывать огонь на себя? Пусть «главный рыбак» страны – Шестаков за все и отдувается. А последний просто сделал вид, что не понял вопроса президента, либо действительно не владеет этой проблемой.
И все же, каково действительное положение дел с потреблением рыбы и рыбопродукции населением страны? Какие факторы на это влияют? И, что в практическом плане следует предпринять, что бы «…добиться нужных результатов?», как этого требует президент России Владимир Путин.
Прежде всего, обращаю внимание членов правительства, властных чиновников, что в последнее десятилетие цены на востребованную рыбную продукцию из сельди, трески, пикши, минтая, скумбрии, иваси, мойвы, корюшки не говоря уже о лососевых и других видов, возросли почти вдвое. С этим даже не спорят руководители «рыбохозяйственного комплекса» Дмитрий Патрушев, Илья Шестаков, не говоря уже о курирующей рыбу зампреда председателя правительства России Викторию Абрамченко, как и депутатах, сенаторах Федерального Собрания Российской Федерации.
Все они стали обычными статистами «невидимой руки рынка» с российской спецификой. Последняя такова, что ценовой рыбный бал правят масса посредников, а обвинять продолжают рыбаков.
Динамика средних потребительских цен на некоторые рыбные товары (в рублях за 1 кг)
Наименование товара |
2010 декабрь |
2015 декабрь |
2020 декабрь |
2022 декабрь |
Рыба живая и охлажденная |
120,03 |
177,68 |
244,19 |
269,66 |
Рыба охлажденная и мороженная разделанная лососевые |
292,06 |
529,26 |
738,5 |
1076,14 |
Филе рыбное |
138,13 |
280,61 |
370,34 |
470,36 |
Сельдь соленая |
89,01 |
193,41 |
200,99 |
270,76 |
А вот цены на рыбные товары в магазине шаговой доступности в г. Москве на начало августа 2023 года в рублях за 1 кг: треска филе – 1060, пикша филе – 1170, палтус синекорый мороженный – 950, семга филе – 1991, камбала северная – 498, сельдь атлантическая соленая – 330, мойва 265, креветка северная – 1298. Все, как в ювелирном магазине – наравне с ценами на жемчуг и даже выше! Продукция по таким ценам не доступна не только молодежи, но и трудовому люду, не говоря уже о пенсионерах. Вот и падает из года в год потребление рыбопродукции населением страны.
Кто за всеми этими рыбными ценниками, меняющимися каждый месяц и все вверх, да вверх, рулит из государевых чиновников? Не найти даже с фонарями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). А это ведь ее прямая обязанность. Зато руководство ФАС горой стоит за введение на постоянной основе аукционной системы наделения рыбаков квотами. Да не ее это дело. Лучше природой цен рыбных займитесь руководители ФАС и доходчиво ответьте народу, что здесь от лукавого и кому и сколько в собственный карман идет. Пардон…ошибочка вышла. Сейчас это именуется…законная прибыль.
Да и неведомо для потребителя рыбной продукции, какое из государевых ведомств и кто же из чиновников, за торговлю рыбой и ценами на нее отвечает в современной капиталистической России? Минсельхоз? Нет. Он рыбные законы ваяет и политику рыбную определяет. Росрыболовство? Нет. Его дело рыбные запасы изучать, квоты определять и делить. Остальное, как говорится по барабану.
Правда, когда кремлевское начальство про доступность рыбной продукции населению страны, ценами на неё вспоминает, то здесь крайнего почему, то ищут в Росрыболовстве. Ранее это было объяснимо. Был такой руководитель этого ведомства со звучной, запоминающей фамилией – Крайний А.А. Он и был на все рыбные случаи, включая цены на нее, «крайним».
А сейчас рулит рыбой, вот уже почти две пятилетки, и то поверхностно, по ограниченным функциям, предписанных правительством Российской Федерации, сам Илья Шестаков, прошлом к рыбе не имеющий никакого отношения. Правда, под надзором Минсельхоза. Вероятно, опасаются отпустить его в свободное плавание. Глядишь, в этом случае, Шестаков придумает новую «модернизацию инвестквот и аукционов». Так и без даже дорогой рыбы страна останется.
Последний, как свидетельствуют его публичные выступления в СМИ, больше стал специализироваться по «делению квот среди пользователей посредством инвестквот и проведению рыбных, крабовых аукционов». Замечен Шестаков, как участник разных международных форумов, конференций и как активный организатор пиарских рыбных дней у кремлевских стен.
Да, ещё Шестаков, стал «подручным» у ОСК по принуждению рыбопромышленников, посредством использования «инвестквот - квот под киль», строить суда желательно на верфях этого объединения. Не будешь строить – квоты уменьшиться. Причем строить, несмотря на завышенные цены по сравнению с зарубежными верфями и длительными сроками их строительства.
Все эти свойственные только российской псевдо рыночной рыбной экономики, внедренной шестаковской командой, стало возможным только благодаря принятому ряду поправок в базовый Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Помощниками им в этом были депутаты только одной фракции в Госдуме – «Единая Россия». Причем последние даже не задумывались о том, что принимаемые ими поправки неминуемо повлекут за собой рост розничных цен на рыбную продукцию и как следствие падение покупательной способности населения ввиду низкой доходности.
Справедливости ради надо все же отметить, что другая депутатская фракция в Госдуме - КПРФ, предвидя все это, внесла проект закона, которым предлагалось на социально востребованные продовольственные товары, куда относилась и рыба, ограничить рост цен в розничной торговле. Против данного законопроекта грудью встала все таже фракция «Единая Россия», да еще и Правительство России. Аргумент один – дескать, не рыночный это механизм.
Между тем цены на рыбу и рыбопродукцию, как и на ряд других продовольственных товаров, продолжают расти. При этом доходы населения, за исключением доходов миллиардеров и миллионеров, продолжает топтаться на месте.
Все это и дальше будет вести, если властные структуры не примут соответствующих мер, к снижению душевого потребления рыбы и рыбопродукции. По данному показателю Россия значительно отстает от своих ближайших и дальних соседей по Тихоокеанскому региону – Китая, Корее, Японии, Индонезии, Филиппин, США не говоря уже о таких грандах мирового рыболовства как Норвегия, Исландия, Дания, что наглядно демонстрирует нижеследующий рисунок.
Прискорбно то, что Россия, занимая ведущее место в мире по разведанным запасам водных биологических ресурсов, так и не может вот уже три десятилетия обеспечить свое население качественной рыбой и рыбопродукцией по доступным ценам. И главное по нормам, рекомендуемым Минздравом России – не ниже 22кг/чел/год в товарном весе, а лучше как было озвучено президентом России Владимиром Путиным – 28 кг/чел/год.
Вместо рассмотрения вопроса по существу российские власти пошли по ложному пути – начали пересматривать методику расчета потребления рыбы населением страны. Перешли с учета потребления рыбопродукции в товарном весе на потребление в сырце. Тем самым цифра потребления увеличилась за счет того, что мы с вами съедаем якобы всю рыбу вмести с чешуей, костями, плавниками, внутренностями. Фактически же этого не происходит. Начали вводить новые показатели, такие как уровень самообеспечения рыбой и рыбопродукцией и так далее. Это по существу отвлеченный расчетный показатель ни чего не имеющий отношений с фактическим положением о реальном потреблении рыбы и рыбопродукции населением страны.
Делается это чиновниками для самоуспокоения, прежде всего кремлевского, белодомовского начальства, что все хорошо и все под контролем. На самом же деле по факту все хуже с каждым годом.
Напомню, что душевое потребление рыбы и рыбопродукции даже в сырце продолжает снижаться, а в товарном весе показатели просто удручающие. Так, по разным оценкам он в последние годы не превышает 14-15 кг/чел/год при рекомендуемой Минздравом России в объеме потребления не ниже 22 кг/чел/год в товарном весе. Несмотря на это Минсельхоз и Росрыболовство всячески способствует наращиванию экспорта рыбы и рыбопродукции, тем самым уменьшая поставки ее на внутренний рынок. В последнее пятилетие российский экспорт рыбы и рыбопродукции увеличился с 2,0 до 2,3 млн тонн. Есть все основания считать, что российский экспорт в 2023 году превысит отметку в 2,5 мил тонн, что составит почти 60% производимой рыбопродукции и, несомненно, окажет и далее определенное отрицательное влияние на насыщение внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией. В этих условиях розничные цены продолжат свой рост.
Попытки губернаторов приморских регионов успокоить протестное местное население, «живущее рядом с рыбой» относительно цен на нее, посредством введения так называемых суррогатных акций типа «Дешевая рыба», «Наша рыба», «Социальная рыба» и так далее не дают должного долгосрочного эффекта. А если и дают, то носят временный характер. Вызвано это тем, что базируется такой подход на договоренностях между местной властью и представителями частного рыбного бизнеса, зафиксированного на данной территории, а не на соответствующих федеральных, либо региональных нормативных актах.
Пора все же властям всех уровней с привлечением ученых, специалистов рыбной отрасли и общественности навести в этот важный для населения страны вопросе полную ясность и прежде всего в разработке и принятия методики определения реального потребления рыбопродукции населением страны и оптимального механизма розничных цен. При этом следует иметь ввиду, что все это касается еще и продовольственной безопасности страны. К тому же вопрос цен на рыбу начинает приобретать политический оттенок.
Необходимо прагматический подход, который бы позволил полностью реализовать четкую директиву президента России Путина, высказанную им еще 19 октября 2015 года, которая предписывает всем ветвям власти, связанным с рыбной отраслью вести дело к: «…наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией».
В качестве первых организационных шагов целесообразно было бы принять отраслевую систему управления рыбным хозяйством страны с главной целевой установкой – насыщение внутреннего рынка разнообразной, высококачественной рыбной продукцией по доступной для населения цене с разным уровнем дохода и не ниже нормы рекомендуемой Минздравом России 22-28 кг/чел/год.
Создание на федеральном уровне самостоятельного органа управления рыбного хозяйства России, подчиненного непосредственно правительству Российской Федерации, в функции которого должно входить как сохранение, рациональное использование водных биоресурсов на научной основе, их добыча, переработка, оптовый сбыт, так и формирование справедливого экономически обоснованного ценового механизма на рыбную продукцию в розничной торговле.
Перейти к формированию руководства федерального органа рыбного хозяйства от «кризисных менеджеров» к профессиональным кадрам – рыбников, имеющих базовое рыбное образование и производственный опыт работы в рыбной отрасли.
Отмена всех форм аукционных торгов квотами – долями на вылов водных биоресурсов в воде, а также платы за ресурсы для всех российских пользователей при осуществлении ими рыболовства в 200-мильной исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России.
Принятие краткосрочного (до 3 лет) и долгосрочного (до 10 лет) планирования развития отечественного рыбного хозяйства на основе научных разработок и мирового опыта в этой области.
Экспорт рыбы и рыбопродукции должен осуществляться по остаточному принципу и только той части, которая не находит спроса на внутреннем рынке страны.
Данный перечень содержит только первоочередные меры, которые, безусловно, будут в дальнейшем дополнены специалистами рыбной отрасли.
Без практического осуществления приведенных выше первоочередных мер, рыбная отрасль обречена на дальнейшее разрушение и в перспективе потеряет свое значение, как один из компонентов продовольственной безопасности страны.