Во втором чтении принят проект поправок в закон «О рыболовстве»
Об этом событии сообщил вчера на своей странице «ВК» губернатор Андрей Чибис.
«Изменения в закон о прибрежном лове приняты Госдумой во втором чтении. Это большая победа для наших рыбаков. Осталось пройти третье на следующей неделе, чтобы окончательно добиться разрешения судам перерабатывать рыбу в море и доставлять на берег свежей.
Спасибо за поддержку всем коллегам, лично вице-премьеру Виктории Валериевне Абрамченко и сенатору Константину Долгову. Мы на финишной прямой!»
На свой страх и риск
Обещанного три года ждут, говорит пословица. Сегодня это особенно актуально звучит в отношении мурманских рыбаков-прибрежников. Три года - это, конечно, перебор. Но вот уже почти год ждет своего решения главная проблема предприятий прибрежного промысла - фактический запрет потрошения и обезглавливания на борту траулеров рыбы, добытой в рамках прибрежной квоты. Проект изменений закона о рыболовстве, внесенный в ноябре 2020 в Госдуму, был призван решить этот больной вопрос рыбаков Северного бассейна. Ведь уже с сентября прошлого года контролирующие органы предъявляли им претензии в связи с обработкой рыбы на борту.
В первом чтении поправки к закону «О рыболовстве» были приняты в феврале. Однако затем процесс движения законопроекта затянулся: не обошлось без дискуссий вокруг формулировок документа. И вот 3 июня, по сообщению информагентства Fishnews, текст законопроекта с поправками, рекомендуемыми профильным комитетом по аграрным вопросам, наконец был опубликован на сайте Госдумы РФ.
- Мы все, конечно, очень ждем решения этой проблемы, - подчеркнул в разговоре с корреспондентом «МВ» председатель некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» Анатолий Евенко.
По его словам, все 14 рыбодобывающих предприятий края все еще работают сейчас на свой страх и риск.
- То есть контролирующими органами все-таки записываются замечания капитанам судов о том, что они пусть и опосредованно, но все же идут в своей деятельности на нарушение закона. И то, что это делается вынужденно, их не оправдывает. Неожиданная загвоздка с запретом шкерить рыбу на борту, как это делалось всегда, больно ударила по деятельности многих предприятий. Из-за этой нормативно-правовой неразберихи прибрежники недобрали определенное количество рыбы. - Но учитывая, что мы работаем исключительно на российский берег, выполняем нужды социалки, пограничники в данном случае пока идут нам навстречу и штрафных санкций в отношении судов не применяют. Хотя имеют на это полное право, - отметил Анатолий Евенко.
Перезапустить прибрежку
О том, что 16 февраля Государственная дума приняла в первом чтении изменения в закон «О рыболовстве», касающиеся регулирования прибрежного промысла, рыбаки, кстати, узнали от губернатора Андрея Чибиса. Он первым сообщил долгожданную новость на своей странице «ВК». И подчеркнул, что поправки устраняют разногласия между рыбаками и надзорными органами и разрешают судам прибрежного лова переработку добычи в море, чтобы свежей доставлять ее на берег.
«Мы упорно добивались этих изменений, - написал глава региона. - Они помогут перезапустить прибрежный лов в Мурманской области!»
Не сидят без дела и сами рыбаки. Только в течение последних шести месяцев Анатолий Евенко отправил несколько серьезных обращений во все столичные инстанции, чтобы сдвинуть воз нормативно-правовой неразберихи с места.
Похоже, вопрос со шкеркой рыбы на борту будет благополучно решен уже через неделю - рассмотрение проекта закона в третьем чтении планируется уже 15 июня. Но есть еще один вопрос, который встревожил наших прибрежников. По имеющимся у них сведениям, в эти дни прорабатываются серьезные меры по ограничению промысловой деятельности прибрежных судов в течение рейса только одним видом рыболовства: прибрежным или промышленным. Как считает Анатолий Евенко и его коллеги, такая новация в организации процесса рыболовства приведет к неизбежным потерям промыслового времени, значительному увеличению финансовых затрат и, как следствие, к вынужденному отказу от прибрежного рыболовства со всеми вытекающими отсюда последствиями, несмотря даже на наличие стимулирующего повышающего коэффициента для такого вида промысла.
- В настоящее время, если плохо идет спецпромысел по промышленной квоте (проще говоря, камбала, сайда и другие виды рыб не ловятся), прибрежное судно может перейти в другой район и начать ловить уже по прибрежной квоте треску и пикшу, - поясняет глава Ассоциации прибрежников. - То есть тем самым рыбаки могут компенсировать расходы на топливо и обеспечить добычу свежей рыбы до полного груза в короткие сроки.
Ну а в случае принятия нормы, запрещающей вести параллельно два вида промысла - промышленный и прибрежный, - эффективность работы рыбодобывающих и береговых перерабатывающих предприятий будет уменьшена в разы, судам придется работать только по одному виду разрешения. В этом случае объемы добычи упадут, снизятся зарплаты экипажей, так как у них преимущественно сдельная оплата труда, уменьшатся поступления в бюджет разных уровней. А еще в порт будет меньше доставляться свежей охлажденной рыбопродукции, произойдет значительный отток рабочих мест. Все это в целом негативно скажется на экономической ситуации как самих предприятий, так и региона.
Готовить заявки и тралы
Об этой проблеме прибрежники сообщили руководству Росрыболовства. И на днях получили весьма оперативный ответ от заместителя руководителя этого ведомства Петра Савчука. Он заверил мурманских прибрежников, что содержащиеся в законопроекте положения не предполагают установления ограничений по использованию судов рыбопромыслового флота в режиме прибрежного рыболовства. То есть и эта проблема должна найти свое положительное решение.
Наши рыбаки хотят работать по закону, но главное их желание, чтобы закон не мешал, а помогал продуктивной рыбалке. И труженики моря очень рассчитывают, что уже через неделю депутаты Госдумы примут в окончательном чтении столь нужный им законопроект. И тем самым дадут зеленый свет полноценному промыслу в Северном бассейне. И особенно важно как можно скорее внести изменения в законодательство по прибрежному рыболовству, потому что осталось совсем немного времени до подачи заявок на выбор режима промысла в 2022 году. Сейчас предприятия ежегодно подают заявки на выбор вида рыболовства - промышленного или прибрежного. А прием документов происходит с 1 сентября по 1 октября года, предшествующего году осуществления промысла.
- И все-таки, пока я своими глазами не увижу подпись президента Владимира Путина под этим законом, спокойно спать не смогу, - оценил перспективы работы Анатолий Евенко. - Нас очень ободрил процесс единодушного голосования депутатов Госдумы во втором чтении за наши поправки в законопроекте. Но ведь впереди еще и третье. И другие формальности. Так что ждем перезагрузки. Ждем и надеемся на лучшее.