Всемирное сайровое состязание
Сейчас у рыбаков в разгаре начало новой путины, поэтому в данный момент им мало дела до каких-то курсов валют и скачков стоимости бочки нефти. Куда важнее, как встанут льды и куда в новом году направятся рыбные стада. Мировая экономика меняется, как погода, но ловить надо в любые времена. Самая горячая тема сейчас – сайра. В декабре закончилась полугодовая сайровая путина, рыбная промышленность смотрит на результаты. Об этом сообщает argumenti.ru.
Ключи к улову
Сайра для нас особенная, это, наверное, самая домашняя рыба в РФ. В отличие от лосося и минтая, которых мы ловим очень много, в общей сложности более 1,4 млн т в год, но минимум половину продаём за рубеж, практически вся сайра остаётся внутри страны. Мало того, мы её крупнейший мировой потребитель. Россия даже закупает избытки сайры у Японии и Южной Кореи.
Для начала общие цифры. По данным продовольственной организации при ООН, мировой улов сайры идёт волнами. Такая уж рыба, год от года добыча может прыгать в разы. В самые сложные времена, например в 1970-м и 1999 гг., он опускался до 100–150 тыс. тонн. В лучшие сезоны, такие как 1962, 2003, 2008 и 2011 гг., сайры в мире вылавливали по 500–600 тыс. тонн. При этом у РФ – минимум четверть мировой добычи. В последние годы при удачном раскладе наш сайровый лов достигал 120–150 тыс. тонн.
Где собирают сайровый урожай? Конечно, основное угодье – Дальний Восток плюс открытые воды Мирового океана, в которых разрешён лов. Он поделён на четыре зоны, между которыми идёт негласное сайровое соревнование. Основным сайровым призёром всегда был Сахалин, воды которого дают половину улова. В некоторые годы по сайре в спину сахалинских рыбаков дышит флот Приморья. В сайровом арьергарде рыбаки Камчатки и Хабаровского края, у них по 5–10 тыс. т годовой добычи.
Сайроловы рассказывают о своей работе взахлёб. В СССР к сайре относились настолько серьёзно, что не пожалели изрядных ресурсов и построили четыре уникальных громадных судна, плавучие перерабатывающие заводы. На каждой такой махине трудится до 500 человек. Схема задумана так: флот среднетоннажных добывающих судов (СТР) черпает сайру из моря и сразу отвозит на плавучую фабрику. Там свежую сайру тут же закатывают в банки, без всякой химии и консервантов. Вот почему она получается такая вкусная. Между прочим, покупателям хороший намёк. Если на банке с сайрой значится, что консервы выпущены в какой-нибудь крайне далёкой от морей и побережий области, где-нибудь в Центральной России, лучше поискать продукт другого производителя. Иначе в лучшем случае нарвётесь на разморозку. Кстати, то же относится к банкам с лососем.
Плавучие базы – гордость Дальневосточного рыболовецкого флота. До недавнего времени, кроме РФ, таких кораблей не было ни у кого. Ещё бы, в нынешних деньгах стоимость постройки каждого судна – более 15 млрд рублей. Правда, теперь плавучая рыбная фабрика-махина есть у китайцев. Сами не строили, база была раньше нашей. В ноябре 2011 г. плавзавод «Всеволод Сибирцев», которому недавно исполнилось 26 лет, продали в КНР за совершенно смешную сумму – 8 млн долл., то есть по цене металлолома. Китайцы не сглупили, восстановили судно за пару сотен миллионов долларов и дали ему новую жизнь. Кто и почему в РФ пошёл на такую глупость? Бывший собственник, компания «Преображенская база тралового флота», утверждает, будто фабрика была нерентабельна. Мол, каждые сутки в море обходились в 2 млн руб., деньги не отбивались. И вообще, мол, переработку выгодно переводить на берег. Рыба, разумеется, будет не такая вкусная и свежая, зато прибыль подскочит в разы.
Световое вооружение
Сайра – особый предмет интереса дальневосточной рыбной науки. Учёные болеют за неё, больше всего переживают за суда-сайроловы. Потому что в хорошие годы, когда рыба образует плотные скопления, наш флот справляется на ура. Но так бывает не всегда. Как установила недавняя экспедиция рыбного поискового судна «Владимир Сафонов», в 2015 г. с сайрой всё было в порядке: запасы рекордные и подходы отличные. Но лов российского флота в собственных водах позорным образом упал до 24 тыс. тонн. Это почти на 45 тыс. т меньше, чем в 2014 году. Одновременно иностранные суда, в основном японские и корейские, добыли в наших водах 50 тыс. т сайры, при этом превысили собственный показатель прошлого года на 10 тыс. тонн. Конечно, почти вся японо-корейская сайра всё равно пошла в РФ, но это не решает проблему.
В чём причина крайне странных сайровых перекосов? Как объясняют сотрудники дальневосточного научного ТИНРО-центра, в нынешнюю полугодовую путину выдалось 26 штормовых суток против одиннадцати годом ранее, в водах образовался мощнейший среднекурильский вихрь. Развилось сильное течение, которое назвали забавным именем Соя. Оно разметало сайровые косяки, скопления исчезли.
В принципе для современных судов это не беда, поскольку рассеянную сайру давно научились собирать мощными световыми ловушками. «К сожалению, световое вооружение отечественного флота до сих пор серьёзно уступает иностранным судам, в том числе работающим в водах РФ. Проблема не новая, та же ситуация была в путину 2009–2010 годов. И тогда, и сейчас рыбы пришло много, только ловили неправильно. Судовладельцы прекрасно знают, что современная техника позволяет увеличить уловы в несколько раз. Но с годами ничего не меняется, световая оснащённость дальневосточного флота остаётся на прежнем уровне», – рассказывает сотрудник ТИНРО-центра А. Байталюк.
Обидно – не то слово. Из-за отсталой технической базы сайровый улов российских судов зависит даже от полнолуний. Никакой мистики, сайроловы традиционно охотятся на очень редкие, зато огромные косяки. Найдя, как могут, приманивают рыбу к сетям фонарями. Но световая техника слабая, образца 1970-х годов. Поэтому время от времени не везёт. Например, нынешней осенью, в момент, когда после многонедельной охоты в Тихом океане российская рыболовецкая эскадра наконец наткнулась на безбрежные сайровые залежи, как назло, светила полная луна. Это сбило сайру с толку, на допотопные фонари стая почти не реагировала. Вдобавок вскоре вмешался сильнейший шторм, флоту пришлось покинуть рыбные угодья и уйти в укрытие к островам Малой Курильской гряды. Когда вернулись, сайры и след простыл.
Рыбный ураган
Истории, конечно, занимательные, но в целом ситуация не доставляет радости. Почему-то соседи из азиатских стран ценят нашу сайру больше, чем собственные рыбаки. Скажем, в Стране восходящего солнца страсти по этой рыбе бурлят нешуточные. Трудно поверить, японцы стерегут сайру в водах российских Курил. Они обороняют наши дары моря от конкурентов – южнокорейцев. Доходит до дипломатических скандалов.
Предыстория такова. Традиционно с 1960-х гг. наша страна делает крупный рыбный реверанс в сторону Токио. Полвека с лишним действует соглашение, по которому в обмен на уплату пошлины японским сейнерам разрешают ограниченный лов в нашей экономической зоне. Проблема возникла несколько лет назад, когда в рыбалке решили поучаствовать южнокорейцы. Три десятка судов из этой страны приобрели у РФ право на вылов 15 тыс. т сайры в районе Шикотана. За это заплатили 26 млн долларов. Но тут не на шутку возмутился Токио. Дело в том, что самые большие сайровые косяки обычно скапливаются в 100–200 милях к югу от острова Шикотан. То есть рядом с морской границей между РФ и Японией. Японцы круто приревновали. Токио сделал всё, чтобы вытурить конкурента, в том числе прямо пригрозил Сеулу всевозможными дипломатическими и экономическими осложнениями.
Надо сказать, вскоре и сама Страна восходящего солнца неожиданно оказалась в сложной сайровой ситуации. Знаменитое землетрясение не только преподнесло миру Фукусиму, но и разнесло в клочки японскую сайроперерабатывающую промышленность. Цепочка цунами смыла порты, где традиционно разгружали эту рыбу, и уничтожила крупнейшие рыбохранилища-холодильники японского западного побережья. Их восстанавливают по сей день, отчасти и потому, что именно на эти места пришлось радиоактивное заражение. В результате корейцы взяли сайровый реванш, оперативно вернулись в российские воды и в 2015 г. добыли здесь 5,7 тыс. т сайры.
Что в итоге? К счастью, ситуация с российской сайровой добычей медленно, но всё же двигается к лучшему. Во-первых, сайроловы впервые за 20 лет наконец переломили себя и пошли на поклон к учёным. Владельцы судов попросили помощи у Сахалинского института рыбного хозяйства и океанографии. Без научной поддержки можно месяцами скитаться по океану и не найти большой рыбы. В свою очередь, учёным нужна крупная государственная финансовая поддержка, чтобы лучше прогнозировать, где пройдут сайровые косяки. Между прочим, технически это ещё сложнее, чем предсказывать поведение ураганов.
Во-вторых, в целом подход к сайровому делу изменился. Пятый год подряд дальневосточные рыбаки создают организацию с впечатляющим названием «Объединённый штаб сайровой путины». Там, точно в ставке главнокомандующего, рисуют планы наступления на рыбные бастионы океана. Когда десятки сейнеров отправляются в район промысла, их сопровождает то самое научное судно «Владимир Сафонов». Увы, это по сей день единственный крупный научный корабль на Дальнем Востоке. Флот давно пора усилить, нужны и новое оборудование, и новые суда, способные работать в сложных условиях. Сейчас, когда флот накрывает сильным штормом, единственный научный корабль вынужден немедленно отступать в порт.
Наконец, Россия должна начать строительство новых судов-гигантов, баз для переработки рыбы в море. Это даст высочайшее качество продукта и станет предметом гордости нашей промышленности. Вариантов нет: как объясняют дальневосточные учёные, в путину 2015 г. абсолютно все районы, где наблюдались крупные промысловые скопления сайры, располагались на огромном удалении от Курильских островов. Без плавучих баз сайроловы оказались завязаны на береговую переработку, им приходилось каждый раз тратить по несколько суток на переход к берегу на разгрузку и обратно. В общем, с сайрой у РФ всё превосходно, только многое предстоит подтянуть. Главное – понятно, как и что.