Высокотехнологичную рыбопереработку РФ "притормозили" дальневосточные рыбодобытчики
Развитие высокотехнологичной рыбопереработки, о необходимости которой неоднократно заявляли высшие должностные лица РФ, встретило препятствие - в виде инициатив определенной части рыбодобывающего бизнеса, ядро которого составляет так называемое "рыбное лобби" Дальнего Востока. Инициированные лоббистами изменения законодательства РФ (а именно – закона "О рыболовстве") позволило увеличить свои прибыли держателям "прибрежных" квот – с неоднозначными последствиями для рыбохозяйственного комплекса страны. Об этом сообщает ПримаМедиа.
Напомним, что с 14 июля 2013 года вступил в силу ряд положений закона "Об аквакультуре", имеющие отношение к прибрежному рыболовству. Премьером Медеведевым было подписано распоряжение № 1196-р, которое утвердило перечень районов добычи водных биологических ресурсов (ВБР), в которых разрешается при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов и производство на судах продукции из водных биологических ресурсов, а также - перечень видов ВБР для указанных операций.
Законодательное "освобождение прибрежки" уже начало приводить к тому, о чем ранее предупреждал ряд экспертов: рыбопереработчики РФ остаются без сырья. Первыми озвучили проблему береговые предприятия Мурманской области, обратившиеся с жалобой на действия "коллег-рыбаков" в Минсельхоз.
Как сообщает мурманское ИА "Би-порт", перерабатывающие предприятия Мурманской области уже довольно долгое время не получают сырье нужного качества в достаточном количестве.
"По факту теперь судовладельцы, занимающиеся прибрежным рыболовством, могут замораживать добытые ВБР на борту судна и затем реализовывать рыбопродукцию низкой степени переработки как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Распоряжаясь продукцией по своему усмотрению, судовладелец, таким образом, игнорирует саму логику выделения квот в прибрежном рыболовстве, направленную на использование уловов водных биоресурсов для производства рыбной и иной продукции на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации", - говорится в публикации агентства.
По информации издания, девять береговых предприятий области, которые сделали ранее существенные капиталовложение в модернизацию производства, на сегодняшний день загружены на всего 35%-60%. Причина одна, считает ИА "Би-порт" - сырье уходит, по преимуществу – за рубеж.
Между тем по данным Росрыболовства, в 2014 году дефицит рыбопродукции – и именно тех видов, которые добываются в исключительной экономзоне РФ и в рамках прибрежного рыболовства – был зафиксирован на Дальнем Востоке. Рыбодобывающие компании, эксплуатирующие сейчас национальный ресурс, все больше соблазняются валютной выручкой, поставляя рыбосырье на экспорт.
Инициаторами же внесения неоднозначных поправок в закон "О рыболовстве" выступили члены Федерального собрания РФ от Сахалинской области - сенатор Александр Верховский и депутат Госдумы Георгий Карлов, которые давно ратовали за то, чтобы власти отдельных регионов могли, обращаясь в правительство РФ, разрешать "своим прибрежникам" и производить продукцию на судах, и перегружать уловы в море, и везти их куда угодно – например, в иностранные порты.
Отметим, что Александр Верховский, открыто владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний, считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.
Вместе с тем ряд экспертов рыбной отрасли полагают, что транслируемая сенатором концепция "Задача государства - создание условий для ведения бизнеса" не направлена на достижение национальных интересов. Извлечение максимальной прибыли, являясь главной задачей бизнеса, не является главной целью для государства, считает председатель советов директоров ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания" и ЗАО "Морская инженерная компания "Олег Братухин. По мнению эксперта, задачи и цели государства в развитии рыбной отрасли предельно ясны и прагматичны - обеспечение продовольственной безопасности, и, как следствие, наибольшее производство продукции как пищевой, так и технической.
Тем не менее, как ранее сообщало агентство, государство начало напоминать рыбодобывающим компаниям Дальнего Востока, ведущим добычу водный биоресурсов (ВБР) в рамках прибрежного рыболовства, о том, что "прибрежная" рыба – не только средство для извлечения доходов бизнеса, но и необходимый субъектам РФ национальный ресурс. 3 апреля этого года суд признал недействующим со дня принятия распоряжение правительства Камчатского края от 27 декабря 2013 года, которым местным "прибрежникам" разрешалось доставлять свои уловы морем практически куда угодно - то есть распоряжаться биоресурсами исключительно в интересах квотовладельцев.