Выступление председателя Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Г. С. Зверева на заседании Правления РСПП 8.10.2014
Месяц назад был введен временный запрет на поставки рыбопродукции из некоторых стран. Под запрет попало примерно полмиллиона тонн – 15% рынка. Но в некоторых сегментах эта доля выше.
Часто пишут, что в Россию везут преимущественно готовую рыбопродукцию. Это не так. В Россию ввозили много продовольственного сырья для его дальнейшей переработки. Эти импортные поставки выталкивали российскую рыбу, потому что имели два конкурентных преимущества. Они были застрахованы в государственных внешнеторговых фондах Норвегии, Канады, Евросоюза, поэтому иностранные поставщики работали без предоплаты, с двух-трехмесячной отсрочкой платежа.
Но еще важнее другое преимущество. Ветеринарное оформление импортной рыбопродукции занимает не более суток, а чаще всего – 1-2 часа. Ветеринарное оформление российской рыбы занимает от 3 до 10 суток. Поэтому несмотря на существенную разницу в цене импортной и российской сельди, трейдеры и переработчики в центральной части России предпочитали работать с импортной рыбой.
Бюро правления РСПП в декабре прошлого года обратило внимание Администрации Президента на сложившуюся ситуацию. Конкурентные преимущества рыбного импорта были основаны не на высоком качестве иностранной рыбы или её выгодной цене. Эти преимущества возникли за счёт целенаправленного искривления экономических координат на рыбном рынке, эти преимущества привели к искажению мотивации участников рынка. В результате значительная часть переработчиков и трейдеров «подсела» на импортное сырье, ослабив запас прочности и в системах закупок, и в системах кредитования.
В результате сразу после введения санкций они оказались в непривычном для себя и очень тяжёлом положении. Большая их часть не имеет кредитного плеча для работы с дальневосточными рыбаками. У них элементарно нет значительных собственных средств для больших закупок рыбы, а кредиты им получить не подо что. Некоторые трейдеры пытаются быстро восполнить дефицит оборотных средств, что привело к резкому росту цен.
Мы хорошо понимаем, что рынок плохо переносит длительное повышение цен. Мы это уже проходили в 2009 году. Тогда цены на рыбопродукцию значительно возросли и денежный оборот рыбного рынка вырос аж на 24%. Но физические объёмы продаж упали на 11%. Российский рыбный рынок до сих пор не вернулся на уровень продаж 2008 года. Если цены на рыбу сохранятся на высоком уровне длительное время – это приведёт к существенному сжатию рынка.
Рынок состоит из трёх крупных ценовых категорий и мы готовы действовать в каждой из них, предлагая свой ассортиментный ряд. Дальневосточные и северные рыбаки увеличат производство филе первой заморозки, стабильно растёт предложение в сегменте копчёной и солёной рыбы, в рыбной консервации вообще есть реальная возможность снизить цены.
Для этого нам необходимы прямые договоры между рыбопроизводителями и торговыми сетями. Мы будем работать с коллегами из федерального ритейла. Но ожидаем, что Минпромторг, используя сеть региональных штабов, поможет наладить прямые договоры дальневосточным рыбопромышленным компаниям с региональными торговыми сетями.
Существенное препятствие для импортзамещения (не только для нас, рыбаков, но и для пищёвки в целом) – это существующая система ветеринарного оформления продукции животного происхождения. К сожалению, здесь ситуация не улучшается, а усугубляется после издания Минсельхозом приказа №281 о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов. Этот приказ нуждается в существенной корректировке. Минэкономразвития последовательно выступает за это и предлагает способ такой корректировки.
Конечно, важно уменьшить «логистическое трение» при поставках рыбы и выстраивается работа с РЖД и независимыми операторами подвижного состава. Здесь есть существенные резервы.
И последнее, сейчас когда сократилась рыночная власть крупных иностранных сбытовых картелей, обостряется другая угроза для рынка. Мутная волна некачественной продукции. Остановить её возможно инструментами технического регулирования. К сожалению, проект рыбного техрегламента закрепляет административные барьеры, которые тормозят продвижение дальневосточной рыбы на внутренний рынок. Мы считаем необходимым провести повторное ВГС. Минпромторг год назад не услышал доводы РСПП, надеемся, что в новой экономической реальности наши доводы будут восприняты.