Выступление президента Ассоциации добытчиков минтая Г.С.Зверева на Дальневосточной конференции работников рыбохозяйственного комплекса
Текущая деятельность Росрыболовства и перспективные планы ведомства сейчас "упаковываются" в специальный документ. Документ называется государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса". Идеология этой программы, структура предлагаемых ею приоритетов и привязанные к ним финансовые ресурсы определят работу Росрыболовства - а во многом и перспективы нашего бизнеса - до 2020 года. Достаточно заглянуть в проект госпрограммы, чтобы понять планируемое нам будущее на восемь лет.
Не стану подробно - пока не стану - останавливаться на деталях, хотя таких тревожных деталей немало. Например, предложение о повышении экспортных пошлин на продукцию из водных биоресурсов или предложение вернуться к идее обязательной биржевой торговле водными биоресурсами. Останавлюсь на главных изъянах проекта государственной программы. На мой взгляд, их пять.
Первый. Разрыв между масштабными задачами, которые вменяются рыбохозяйственной науке, и планируемым объёмом её финансирования. Груз на рыбохозяйственную науку хотят взвалить изрядный - чего стоит одна только программа возврата в Мировой океан или обоснование пакета международных соглашений против ННН-промысла. Однако финансирование науки - ежегодное финансирование - закладывается в "вилке" между 3,5 и 4,5 млрд. рублей. На всё, про всё. Включая строительство научно-исследовательских судов.
Второе. Государственная программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса" состоит из семи подпрограмм, каждая из которых разделена на основные мероприятия. Всего 32 основных мероприятия. Это стержневые направления работы. Удивительно, но в программе нет ни слова о подготовке кадров. Работа по подготовке профессиональных кадров выбрасывается из текущей деятельности Росрыболовства.
Третье. Абсолютная декларативность раздела "Модернизация и стимулирование". Авторы госпрограммы ставят сверхсложную задачу - выйти на ежегодный 10-процентный коэффициент обновления основных фондов. Какие государственные инструменты предлагаются для этого? Прямые - в виде субсидий и инфраструктурных проектов? Косвенные - в виде налогового стимулирования и таможенных льгот? Какую цену готово заплатить государство? Ответ - 700 млн. рублей. Не в год, а до 2020 года. Авторы госпрограммы всерьёз уверены, что государство вкладывая в развитие отрасли 80 млн. рублей в год, сможет в течение восьми лет способствовать обновлению основных фондов рыбной отрасли более чем наполовину. Вкладывая 80 млн. рублей в год, простимулирует бизнес инвестировать за восемь лет 20 млрд. рублей. Это можно назвать серьёзным реалистичным подходом? Странно, но план ремонта павильона №38 на ВВЦ расписан в проекте программы более подробно, чем план содействия строительству современного рыбопромыслового флота.
Четвёртое. Проект госпрограммы уходит от ответа на главный вопрос - как будет происходить наделение долями в 2018 году? Подпрограмма №7 содержит план законотворческой работы на ближайшие восемь лет, но в нём нет ни слова о подготовке пакета нормативных правовых актов, которые установят порядок и условия доступа предприятий к водным биологическим ресурсам после 2018 года. Нет главного - с каким идеологическим, интеллектуальным багажом будет происходить доступ к ресурсам? На каких принципах и на какой срок? В то же время в других разделах программы есть весьма опасные намёки - намёки на недостаточный уровень конкуренции в отрасли и целесообразность входа в неё новых игроков. Если это не осторожное вкрадчивое обоснование готовящейся отмены "исторического принципа" - тогда что это?
Пятое. В проекте программы совершенно отсутствует рыбопереработка. Отсутствуют предложения по развитию частного бизнеса в воспроизводстве тихоокеанских лососей, отсутствует сама постановка вопроса о возможности и целесообразности разработки схемы территориального размещения мощностей по искусственному и пастбищному воспроизводству видов водных биоресурсов. Нет идеи увязать инвестиционный потенциал "рыбной" ФЦП с региональными программами рыбопереработки и другими ФЦП, а ведь есть хороший опыт такой увязки на Сахалине.
Проект программы обозначает цель - к 2020 году выйти на уровень вылова (добычи) водных биологических ресурсов в 6,5 млн. тонн. Достижима эта цель? С такой госпрограммой - нет, недостижима!
Проект государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" требует доработки и политической поддержки. Съезд работников рыбохозяйственного комплекса может и должен такую политическую поддержку выразить. Поэтому предлагаю в резолюцию нашей конференции внести пакет предложения в проект государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
24 января 2012 года