Выступление президента ассоциации добытчиков минтая Г.С.Зверева на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйс
Прибрежная квота на Дальнем Востоке составляет 14% общедопустимых уловов (почти 400 тысяч тонн). Кроме того, лососёвая путина обеспечивает от 250 до 300 тысяч тонн в год (специально, привожу средние данные, без рекордных путин последних лет). Таким образом, на Дальнем Востоке потенциальный водный биологический ресурс для прибрежного промысла составляет 650 - 700 тысяч тонн.
Однако освоить такой ресурс исключительно с помощью прибрежного флота в классическом его понимании - малые и малотоннажные добывающие суда длиной менее 34 метров - невозможно. На Дальнем Востоке - почти 400 единиц такого флота. Средняя фактическая производительность судна не превышает 250 тонн вылова в год. Малый и малотоннажный флот способен освоить не более 90 - 120 тысяч тонн (только минтаевая квота для "прибрежки" - 240 тысяч тонн). На Северном бассейне численность малого и малотоннажного флота вообще не больше 20 единиц.
Поэтому без вовлечения в прибрежный промысел среднетоннажного флота освоить прибрежную квоту невозможно: ни на Севере, ни на Дальнем Востоке. Единственной жизнеспособной стратегией хозяйствования для предприятий с прибрежными квотами является одновременное использование среднетоннажного флота (а значит - перегрузы продукции на транспортные рефрижераторы), "точечных" инвестиций в береговую переработку и использование в качестве "плавучих рыбозаводов" крупнотоннажного флота для приёмки лосося.
Необходимо рассматривать прибрежное рыболовство не с точки зрения "делёжки" ресурсов, придумывая особые ограничения или административные барьеры, необходим переход к единой промысловой квоте.
Предложения.
Первое. Внести изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", включив в понятие "прибрежное рыболовство" операции по перегрузу продукции. Соответствующая инициатива подготовлена Мурманской областной Думой, её поддерживают на Дальнем Востоке. Есть отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект. Необходимо ещё раз вернуться к обсуждению этой поправки.
Второе. Внести изменений в постановление Правительства Российской Федерации N560 (о порядке многократного пересечения государственной границы) в части приведения его в соответствии с более поздними поправками в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". В действующей редакции постановление не в полной мере учитывает производственную необходимость предприятий.
Третье. Согласиться с расширением районов промысла для прибрежного рыболовства только при неукоснительном соблюдении соглашения между регионами Дальнего Востока о пропорциях между прибрежной и промышленной квотой. В качестве аналогии можно использовать приказ Госкомрыболовства от 17.10.2000 года N279 "Об утверждении долей субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, в общих объёмах промышленных квот на вылов (добычу) отдельных видов живых ресурсов, распределяемых по субъектам Российской Федерации на 2001 - 2005 годы".
Четвёртое. Практика регулирования прибрежного промысла Федеральным агентством по рыболовству иногда нуждается в исправлении. Так, Правилами рыболовства введён запрет для снюрреводного промысла минтая в Охотском море. Это очень болезненный удар именно для "прибрежников". Поэтому наряду с внесение изменением в "большие" правовые акты - Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" или постановления Правительства Российской Федерации - необходимо исправлять и "малые" нормативные акты - Правила рыболовства.