Законопроект Минприроды по госэкоэкспертизе: борьба за экологию или против развития бизнеса?
Новый законопроект Минприроды по государственной экологической экспертизе устанавливает административное дублирование не только в отношении морской аквакультуры, но и других сфер российской экономики.
Как проинформировал намедни телеграм-канал «Зеленый змий», Минприроды подготовило весьма интересный проект постановления Правительства в преддверии рассмотрения Госдумой во втором чтении законопроекта № 416487-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и иные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому проекту правительственного постановления, процедура государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) новых технологий становится всеохватывающей. Всего предлагается подвергать экспертизе технологии из 18 секторов экономики.
Но основные вопросы, как обращают внимание авторы телеграм-канала, возникают именно в отношении законопроекта № 416487-8, в соответствии с которым госэкоэкспертизе подлежат проекты технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), перечень которых должен устанавливаться Правительством. Что такое «проекты технической документации на технологии», никто ответить не может. При этом последствия самого применения технологий (в том числе относительно окружающей среды) рассматриваются и при ГЭЭ проектной документации, и при госэкоэкспертизе (статья 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Таким образом проекты и проектная документация проходят государственную экологическую экспертизу дважды.
Вместе с этим названный выше законопроект предусматривает окончательное и бесповоротное закрепощение за государственной экологической экспертизой всей морской аквакультуры в Российской Федерации. Одновременно с этим необходимо отметить, что пресноводная аквакультура ГЭЭ не подлежит, а это, ни много ни мало, а 70 % всей российской аквакультуры, которая состоит из пресноводной и морской.
Обязанность прохождения марикультурой ГЭЭ возникла фиктивно, в результате банального законодательного брака. Минприроды РФ знает об этом, но исправлять его не собирается. Все действия госрегулятора сейчас направлены на закрепление этого административного барьера, пройти который смогли за последние несколько лет всего лишь единицы марикультурных хозяйств, как на Дальнем Востоке, так в Крыму и Краснодаре. Совокупная стоимость затрат на прохождение «экологических» процедур – в среднем 5 и более млн руб. за участок. Этих участков сотни в РФ, это миллиарды рублей.
Причем Росприроднадзор даже не гнушается предоставлять в обоснование своих доводов недостоверную и ложную информацию, приписывая хозяйствам марикультуры то, что они не совершали, включив в перечень нарушителей предприятия, не являющиеся марикультурными, и отправив эту информацию в Правительство РФ.
И подается весь этот законопроект, как правильно отметили авторы ТГ-канала «Зеленый змий», в рамках так называемого механизма «Трансформация делового климата», который (как официально считается) направлен на «снятие существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе на устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в нормативных правовых актах».
В случае с морской аквакультурой государственная экологическая экспертиза также является лишним административным обременением, т.к. дублирует постановление Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, согласно которому вся хозяйственная деятельность в прибрежной зоне и на воде подлежит природоохранному анализу и согласованию с Росрыболовством.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК