Заповедник "Курильский" выступает против добычи морской капусты в заказнике
"Рекомендовать исключить Шикотан из состава федерального заказника "Малые Курилы" и разрешить добычу ламинарии в заказнике" — с такими предложениями вышло в комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике правительство Сахалинской области в конце февраля этого года.
13 марта состоялось расширенное заседание научно-технического совета заповедника "Курильский", на котором по поручению Минприроды России рассматривался вопрос о выработке позиции о возможности осуществления промышленного рыболовства на территории (акватории) государственного природного заказника федерального значения "Малые Курилы" по добыче (вылову) морского ежа серого, приморского гребешка и морской капусты хозяйствующими субъектами.
Научно-технический совет заповедника "Курильский" выступил против возможности осуществления промышленного рыболовства на территории заказника "Малые Курилы" по добыче (вылову) морского ежа, приморского гребешка и ламинариевых водорослей.
Заказник был образован для выполнения следующих задач: сохранения природных комплексов (ландшафтов) островов Малой Курильской гряды и прилегающей к ним морской акватории; сохранения, восстановления и воспроизводства объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов и сохранения среды обитания и путей миграции объектов животного мира.
Промышленная добыча водорослей в заказнике запрещена в соответствии с его действующим положением. При этом с 2012 года (приказ МПР России от 20.01.2012, №8) в морской акватории заказника допускается промышленная добыча (вылов) морского ежа и приморского гребешка при условии соблюдения режима охраны заказника и согласования объемов, способов и районов добычи указанных водных биоресурсов с Минприроды России. Промысел данных биоресурсов на 2020 год до настоящего времени Министерством природных ресурсов и экологии не согласован.
Оценка запасов морских биоресурсов в акватории Южных Курил (Кунашир, Итуруп, Малая Курильская гряда, включая Шикотан) регулярно проводится Сахалинским филиалом ФГБНУ ВНИРО ("СахНИРО") в ходе научно-исследовательских работ по изучению распределения, биологии и ресурсов промысловых беспозвоночных и водорослей. В рамках договоров о сотрудничестве по научно-исследовательской деятельности для летописи природы заповедника СахНИРО предоставляет "Отчёт о научно-исследовательской работе". Кроме того, дополнительно к проведению научно-технического совета СахНИРО предоставил информацию за 2010, 2014 и 2019 годы по оценке промысловых запасов морского ежа и приморского гребешка в акватории Малой Курильской гряды (без Шикотана), а также данные по запасам ламинариевых водорослей.
Сотрудники заповедника проанализировали полученные материалы.
По последним данным СахНИРО (информационное письмо от 28.02.2020), запасы ламинариевых водорослей в районе Шикотана составляют 19,2 тысячи тонн. При этом значительная часть запасов водорослей в акватории острова Шикотан сосредоточена за пределами заказника "Малые Курилы". На Кунашире, по данным обследования акватории Кунаширского пролива с охотоморской стороны острова, вне особо охраняемых природных территорий (ООПТ) — запасы оценены в 3 тысячи тонн. Это данные без обследования акваторий Кунашира со стороны Южно-Курильского пролива, где запасы ламинариевых значительно выше (запасы ламинариевых водорослей располагаются, в основном, с тихоокеанской стороны Курильских островов).
По другим имеющимся данным сотрудников СахНИРО, в акватории Кунашира имеются запасы ламинариевых водорослей около 30 тысяч тонн. В целом запасы ламинариевых на островах Кунашир и Шикотан могут составлять более 49 тысяч тонн, из которых не менее 50% находятся вне ООПТ.
Отметим, что, по информации Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, в Южно-Курильской промзоне в 2019 году добыто всего 0,2 тысячи тонн ламинарии, что составляет менее 1% от доступных к промыслу запасов, и нет необходимости вмешательства в экосистемы охраняемых территорий.
Если ламинариевые водоросли (морская капуста) в районе практически не добываются, производственные мощности не простаивают, непонятно, зачем предлагается вводить новые изменения в положение о заказнике для разрешения на его территории (акватории) сбора и добычи морской капусты. Вне территорий ООПТ Южно-Курильского района находится достаточное количество ламинариевых водорослей для ведения промысла, которые ещё не освоены.
Что касается ситуации по приморскому гребешку и морскому ежу серому: по данным СахНИРО, за период с 2010 по 2019 год произошло значительное снижение удельной численности морского ежа с 40,1 экзм² (в 2010 г., в допромысловый период) до 6,4 экзм² (в 2019 г.); приморского гребешка — с 1.5 экзм² до 0.18 экзм² соответственно. Процентное соотношение удельной численности и удельной биомассы 2019 года ниже допромысловых показателей на 78-89 %. Это говорит о том, что в акватории Малой Курильской гряды (в границах ООПТ) происходит значительное сокращение запасов морского ежа серого и приморского гребешка, основных объектов кормовой базы калана, вида, занесенного в Красную книгу РФ, численность которого только начала восстанавливаться в этом регионе, на южной границе его ареала.
В то же время данные СахНИРО (2019 г.) позволяют говорить о показателях промысловых запасов вне ООПТ. В районе Южно-Курильского пролива удельная численность приморского гребешка составила 0.79 экз/м², в то время как в акватории ООПТ на Малой Курильской гряде — всего 0.18 экзм². На Итурупе, вне ООПТ, удельная численность и биомасса морского ежа серого — 10.9 экзм², это более, чем в 5 раз превышает аналогичные показатели в акватории ООПТ на Малой Курильской гряде — 2.17 экзм².
Согласно пункту 1 ст 24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Возникают вопросы к правительству Сахалинской области и промышленникам: почему именно в заказнике "Малые Курилы" нужно добывать морскую капусту (ламинариевые водоросли), несмотря на то, что ее количество достаточно для промысловых работ в прилежащих к заказнику акваториях? Почему, несмотря на значительное уменьшение показателей запасов гидробионтов на территории заказника промысел приморского гребешка и морского ежа должен продолжаться на его территории? Промысловых запасов морских биоресурсов за пределами ООПТ в Южно-Курильской промысловой зоне достаточно, и поэтому непонятно, каким образом заказник "Малые Курилы" в нынешних границах мешает "развитию бизнеса" в регионе.