Ещё один фактор повышения себестоимости продукции рыбного промысла (инфографика)
Промысловые суда в обязательном порядке должны быть обеспечены спасательным оборудованием. Его состав и количество определены Российским морским регистром судоходства.
Как показал анализ, выполненный Ассоциацией судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) совместно с Нордик Инжиниринг (представители – в Экспертном совете АСРФ), затраты рыбаков на это направление выросли в среднем на четверть за последние три года.
В 2022-23 годах ситуацию усугубило прекращение поставок спасательного оборудования из «недружественных стран», и, как следствие, его значительное подорожание из-за применения параллельного импорта и усложнения логистики.
Спасательные плоты
Отечественные производители спасательных плотов в период с 2020-го по 2023 год подняли цены на 17%. В первую очередь, это вызвано повышением расходов на логистику, а также - изменением валютного курса. Одновременно выпуск отечественных спасательных плотов снизился на 30%, что на фоне санкционных ограничений иностранных поставок создало предпосылки к возникновению ажиотажного спроса.
В свою очередь, у сервисных компаний и шипчандлеров повышение цен на спасательные плоты российского производства составило около 30% в морских портах на Северо-Западе РФ и до 50-75% для Дальнего Востока.
Повышение цен на плоты из «недружественных» стран составило до 300% по наиболее востребованным позициям.
Шлюпки дежурные
Тренд на рынке дежурных шлюпок - замена более дорого импортного ассортимента на более дешёвую продукцию отечественных и китайских производителей. Это позволило закрыть потребности. Тем не менее, повышение цен отмечено и в этом сегменте к 2021 году. Оно составило от 15 до 200% по отдельным видам. По ряду позиций отмечено снижение стоимости.
Гидротермокостюмы
За три последних года стоимость гидротермокостюмов выросла более, чем на 25%. Основным фактором повышения цен в данном сегменте стало изменение валютных курсов.
Радиолокационное оборудование
Рост цен на аварийное радиооборудование за последние три года составил до 50% по отдельным видам радиомаяков. Однако в целом по сегменту изменение цены не столь существенно. По данной категории товаров накоплены значительные складские остатки, поэтому ажиотажного спроса и значимого роста спекулятивной надбавки удалось избежать.
В этом сегменте, так же, как и по дежурным шлюпкам, идет активная замена на российскую и китайскую продукцию с преимущественной долей оборудования отечественно производства.
Заключение
В текущем году средняя стоимость комплектования спасательным оборудованием одного крупнотоннажного судна выросла на 25% (до 12,3 млн рублей), рост затрат на комплектацию среднетоннажного судна – почти на 30% (до 8,1 млн рублей). Стоимость в январе 2022 года составляла 9,8 и 6,3 млн рублей, соответственно.
Если для наглядности оценить затраты на полную единовременную комплектацию спасательным оборудованием средне- и крупнотоннажного дальневосточного промыслового флота, то рост общей стоимости составит более 1 миллиарда рублей по сравнению с прошлым годом.
Аварийно-спасательное оборудование и материалы подлежат периодической замене в соответствии с регламентными сроками использования и сроками годности продукции в зависимости от ее производителя. Это увеличивает расходы на комплектацию.
Таким образом, рост затрат на спасательное оборудование служит еще одним фактором повышения себестоимости продукции рыбного промысла.
За первое полугодие 2023 года рост себестоимости составил 15%. При этом рыбаки не допустили соответствующего роста своих отпускных цен за тот же период, обеспечив его на уровне 6%.
инфографика: fsarf.ru