Железнодорожники ждут отечественных рефконтейнеров не раньше 2017 года
Железнодорожный оператор изотермического подвижного состава ОАО "Рефсервис" (принадлежит ОАО "Российские железные дороги", РЖД) рассчитывает до 2020 года закупить порядка 4 тыс. современных отечественных рефрижераторных контейнеров, а компания "Альянс Восток-Запад" хоть сейчас готова приобрести 2 тыс. единиц. Но первые партии продукции появятся лишь через год. Об этом сообщает Гудок.
Как сообщил заместитель генерального директора ОАО "Рефсервис" Олег Богомолов, план развития компании предусматривает закупку в течение ближайших пяти лет 4 тыс. современных рефрижераторных контейнеров при поддержке государства. Часть денег вложит компания, но большую часть предполагается взять в кредит. Сейчас стоимость кредитования очень высокая, поэтому без поддержки государства не обойтись, говорит Богомолов.
Речь идет о субсидировании процентной ставки, а самое главное — о помощи самим производителям отечественной продукции. Более того, железнодорожники заинтересованы в том, чтобы получить именно современное отечественное оборудование, которое позволило бы перевозить рыбу с Дальнего Востока в хорошем состоянии.
"Сейчас на рынке используются в основном бывшие в употреблении китайские рефрижераторные контейнеры и контейнеры производства Maersk, которые предназначены для моря и автотранспорта, а не для железнодорожных перевозок, — говорит Олег Богомолов. — На железной дороге повышенные требования к вибрации, прочности, перепадам внешней температуры и другим характеристикам. Поэтому иностранные быстро выходят из строя. Если отечественные заводы смогут сделать надежный продукт, который по стоимости не будет превышать китайский, то это будет хорошо для всех участников рынка и государства".
Как сообщил генеральный директор компании "Альянс Восток-Запад" Виталий Момот, компания рассматривает возможность взять у Сбербанка кредит в размере $20 млн для приобретения 2 тыс. современных рефконтейнеров, которые изготовит "Уралвагонзавод". Сейчас компания является ведущим игроком в области перевозок рыбы с Дальнего Востока, занимая порядка 25% рынка. Вторым идет "Рефсервис" с 18%.
"УВЗ гарантировал, что его продукция будет не дороже китайской, не более $20 тыс. за рефконтейнер, — сообщил Виталий Момот. — Столько стоит иностранный контейнер с учетом импортной пошлины. Мы бы взяли кредит и купили их сейчас, но производство еще не началось. Сейчас говорят о конце 2016 — начале 2017 года. УВЗ сможет производить порядка 1 тыс. контейнеров в год, и за два года мы пополним свой парк до необходимого уровня". По его словам, УВЗ также получил солидный уровень государственной поддержки для организации производства — 130 млн руб. Еще 30 млн руб. вложит само предприятие.
И Олег Богомолов, и Виталий Момот сходятся во мнении, что рынку необходимо не менее 10–12 тыс. новых рефрижераторных контейнеров для перевозки рыбы и скоропорта.
Как сообщил министр сельского хозяйства Александр Ткачев на заседании президиума Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, который прошел в понедельник, сейчас в России используется порядка 4 тыс. китайских рефконтейнеров, а для того, чтобы обеспечить поставки рыбной продукции только с Дальнего Востока в Москву, надо увеличить их количество в два раза. Если рассматривать перевозки по всей России, то в целом необходимо 12 тыс. рефконтейнеров, согласен он с оценками участников рынка.
Руководитель администрации президента Сергей Иванов призвал как можно быстрее заменить старые рефрижераторные вагоны, срок эксплуатации которых уже подходит к концу, на современные рефконтейнеры. Сейчас на сети около 4,5 тыс. таких старых вагонов. "В любом случае, рефрижераторный контейнер — это другая лига, как говорится, производительность труда в разы выше, — сказал он. — Мы обязаны пускать дальневосточную рыбу в первую очередь самым скоростным движением рефконтейнерами, чтобы не больше недели она шла от Дальнего Востока до центральной России. Рыба сохраняется, в том числе полуохлажденная, не мороженая. А это добавленная стоимость. То есть, можно и филе отправлять, а это добавляет и стоимость переработки".
Поэтому в рекомендациях Госсовета включен пункт, о возможностях перевозки рыбы в современном подвижном составе.
Как сообщили в ОАО "РЖД" сейчас меньше половины продукции с Дальнего Востока перевозится в таких рефконтейнерах. Всего на Дальневосточной железной дороге с начала 2015 года погружено 445 тыс. тонн тихоокеанской рыбы, из этого объема в рефконтейнерах отправлено только 205 тыс. тонн рыбы, в вагонах-термосах и рефрижераторных вагонах — остальные 240 тыс. тонн.