Килечная путина на Каспии
29 сентября 2022 руководитель Росрыболовства Илья Шестаков провел совещание по вопросам организации промысла кильки и развития рыболовства в Республике Дагестан. В обсуждении принял участие председатель Правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов, руководство Северо-Кавказского территориального управления Росрыболовства, представители Пограничного Управления ФСБ по РД, Махачкалинской транспортной прокуратуры, капитании Морского порта Махачкала, представители науки и рыбопромышленники.
Открывая встречу, глава Росрыболовства сообщил, что поступило много обращений от рыбаков о проблемах организации промысла и логистики в целом, которые требуют незамедлительных решений, в том числе, на региональном уровне.
Промысел на Каспии напрямую связан с работой единственного морского порта — в Махачкале. Сейчас рыбаки сталкиваются с рядом проблем: ограниченное количество стояночных мест для судов; отсутствие рабочей инфраструктуры (нет доков для ремонта, не налажена бункеровка и она производится по завышенным ценам; расценки на перевалку в 5 раз превышают аналогичные услуги в других регионах: Калининград, Крым и т.д.).
«Есть вопросы, связанные с контролем со стороны пограничной службы. Мы сейчас вносим изменения в правила рыболовства, но, к сожалению, они вступят в силу только с первого марта, а промысел надо осуществлять сейчас. Сейчас начинается активный промысел и динамика растет. Для того, чтобы получить положительный результат в этом году, на который мы рассчитываем, предлагаю сосредоточиться на поиске решений всех сложных проблем. Сейчас время для тонких настроек и ручного управления – важно совместно организовать успешную килечную путину», — сказал Илья Шестаков.
Так, в новой редакции правил рыболовства будет предусмотрен размер официального прилова, а также возможность осуществлять промысел кильки круглогодично.
Основной наиболее перспективный промысловый объект Каспийского моря – это кильки. Исследования ФГБНУ «ВНИРО» позволили сделать заключение, что в Каспийском море есть стабильные промысловые запасов всех видов с трендом на увеличение. В 2022 году исследовательский улов на усилие превысил показатель 2021 года почти в 1,5 раза. Промысловые скопления начинают формироваться в сентябре-октябре и сохраняются до марта.
Согласно данным ВНИРО, в период 2021-2030 гг. в Каспийском море прогнозируется восстановление и рост запасов килек обыкновенной и анчоусовидной наряду со стабилизацией запаса кильки большеглазой. Суммарный запас килек обыкновенной и анчоусовидной к 2030 году может увеличиться до 919,4 тыс. тонн, и рекомендованный объем их добычи составит 110 тыс. тонн.
В конце сентября 2019 года в западной части среднего Каспия впервые был организован траловый лов килек тремя судами, улов на судосутки варьировался от 9 тонн до 30 тонн. При увеличении флота в 2021 году до 20 судов, вылов достиг 30,6 тыс. тонн.
Ученые отметили, что в осенне-зимний период стала прослеживаться связь между количеством судов на промысле и показателями добычи — чем больше судов, тем больше вылов. К 26 сентября 2022 года вылов достиг 19 тыс. тонн и только набирает силу, что вполне соответствует тренду и динамике прошлого года.
Для полного освоения рекомендованного вылова каспийских килек в объеме более 100 тыс. тонн необходимо решение новых задач по развитию килечного промысла. Для этих целей ученые с 2021 завершили цикл работ по внедрению в промысел специальных бортовых подхватов с привлечением рыбы на электросвет.
Технология позволит осуществлять круглогодичный лов кильки во всех районах Каспия.
Кроме того, разработано биологическое обоснование для введения в Южном районе Волго-Каспийского рыбохозяйственного бассейна нового подрайона — открытая часть Каспийского моря. Это изменение отражено в проекте правил рыболовства и позволит увеличить количество рыболовного флота еще на 10 единиц с прогнозной величиной вылова дополнительно 20-25 тыс. тонн, что в целом делает очень выгодным добычу кильки в этом районе.
На совещании отмечено, что для обеспечения устойчивого развития отечественного рыболовства в Каспийском море требуется восстановление утраченной рыбохозяйственной инфраструктуры (рыбодобывающей и береговой), строительства судов, в первую очередь среднетоннажных, привлечение рыбаков других регионов, модернизация и обновление береговой портовой инфраструктуры и перерабатывающих мощностей.
Рыбаки рассказали о готовности развивать промысел, а также первичную обработку уловов на берегу и даже глубокую переработку, для этого необходимо решить вопросы с дноуглублением канала и причала, вопрос стоимости бункеровки и содействие властей с обеспечением электроэнергией при постройке береговых мощностей. Так, например, одно из предприятий уже построило три цеха по первичной заморозке с возможностью морозить до 250 тонн уловов в сутки, есть проект по созданию перерабатывающего предприятия.
Представители транспортной прокуратуры и сотрудники ПУ ФСБ выразили настрой на конструктивный диалог для решения всех вопросов.
«Нам надо стимулировать работу на Каспии, чтобы промысел развивался, рыба поступала на рынок, а рыбаки получали прибыль. Нам надо создавать такие условия. Мы договорились проработать с ФАС России вопросы цен на бункеровку, с Росморпортом – обеспечение необходимых глубин для захода и обслуживания судов. Необходимо решить все вопросы и обеспечить эффективную килечную путину», — сказал Илья Шестаков.
Справочно:
По рекомендации отраслевой науки, суммарный рекомендованный объем добычи для осуществления промышленного рыболовства в 2022 году составил 106,4 тыс. тонн, в том числе:
— кильки обыкновенной – 84,06 тыс. тонн;
— кильки анчоусовидной – 22,19 тыс. тонн;
— кильки большеглазой – 0,17 тыс. тонн.