Лососевая путина-2020 на Колыме
Еще в апреле комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Магаданской области были установлены рекомендуемые квоты. Так, добыча горбуши на этот год составляет 6 144 т, кеты – 2 440 т, кижуча – 166,3 т, нерки – 20 т и гольцов – 508,7 т.
«Общий общем вылова тихоокеанских лососей в регионе для всех видов рыболовства – традиционного, любительского, коммерческого в целях рыбоводства и научно-исследовательских работ рекомендован около 9,3 тысячи тонн. В основу решений комиссии легли научные рекомендации отраслевого института и принципы заложенные в Стратегии промысла тихоокеанских лососей и гольцов в Магаданской области в 2020 году», – сообщил руководитель департамента рыбного хозяйства Андрей Таболин на заседании правительства региона.
Лососевая путина-2020, для магаданских рыбаков особых изменений не принесла. Практически все осталось на уровне прошлого года. По-прежнему в регионе организацией любительского рыболовства в Магаданской области занимаются: Общество охотников и рыболовов, ФГБУ «Главрыбвод» и ООО «Печера».
В этом году вместо двух бесплатных хвостов вылова на удочку лосося для любителей планировали увеличить до трех хвостов. Но здесь вопрос стоит не о хвостах и их количестве, а о выделенных под это дело местах их лова.
Большинство магаданских рыбаков остаются недовольными, т. к. одна из самых рыбных рек Ола – хоть и осталась доступна для лова, но только на платной основе. Дело в том, что бесплатно там ловить на удочку запрещено, как сетуют чиновники, это может привести урону биологических ресурсов. А за деньги – пожалуйста, рыбачьте! В итоге, если положенное оплачено, получается урона никаким ресурсам не наносится.
Также из года в год возникают недовольства среди рыбаков, касающиеся льгот и определенных привилегий для представителей КМНС и отсутствия таковых у обычных рыбаков.
Алексей Б. потомственный магаданец, заядлый рыбак: «Меня, как и многих рыбаков в Магадане, возмущает, что для малочисленных народов Крайнего Севера в нашем регионе лицензии на вылов предоставляются бесплатно. Но согласитесь, большинство магаданцев в какой-то степени тоже являются аборигенами и, по их мнению, должны обладать равными правами. К примеру, мой
отец родился на Колыме, я родился на Колыме, у меня сын родился на Колыме, а что касается рыбной ловли – для нас выделены участки отдаленные, и лицензии мы покупаем (стоимость одной около 1 000 рублей)».
Напомним, в середине августа прошлого года было опубликовано поручение губернатора Магаданской области (от 15 августа), где в одном из пунктов говорится о проработке вопроса о возможности приравнивания к представителям КМНС отдельной категории граждан, в частности старожилов Магаданской области, в части, касающейся наделения их правом льготного природопользования и возможности вылова водных биоресурсов.
Но здесь речь идет о старожилах (жители в возрасте 60 лет и старше, имеющие стаж работы в Магаданской области (или Чукотском автономном округе до 1992 года) не менее 15 календарных лет. А также жители от 65 лет, получившие инвалидность в период работы в Магаданской области и ветераны ВОВ), т. е. большая часть рыбаков под данную категорию не попадает. Получается, что возмущение магаданских рыбаков по части рыболовной ловли и приравнивания их к представителям КМНС вроде и были услышаны, но в то же время и не совсем.
О том, планируются ли от регионального правительства меры или действия, о которых просят обычные магаданские рыбаки на одной из встреч с главными редакторами (конец мая 2020 года), рассказал губернатор региона Сергей Носов: «По КМНС по льготам и правам – это федеральный закон и региональным законом изменить формулировки федерального – мы не можем. КМНС это не только люди проживающие на территории на Магаданской области, а также на многих северных территориях нашей страны. Этот вопрос на рассмотрении…».
Непонятным для магаданских рыбаков остается и тот факт, что несколько лет назад региональными чиновниками было принято решение отдать Ольскую косу под участки КМНС.
Игорь С. рыбак, житель Олы: «Ольская коса всегда была доступна, всегда там рыбачили, теперь мне, жителю Олы, нужно ехать рыбачить за десятки километров на близлежащий участок Колчаковский – где дорога до участка убивает ходовку в «хлам». А не у всех есть машины, и что? Что им делать?
Ольская коса всегда была самой доступным и рыбным местом – это каждый рыбак подтвердит. А здесь после обращения представителей КМНС к властям, мол, им места для рыбалки не хватает – решили у нас самое «вкусное» место и забрать. А чего Яну не отдали, Дукчу?.. Мы ж теперь туда ездим… Несправедливо, я считаю, так не делается. Верните нам косу, она десятилетиями была доступна для всех».
Юрий С. рыбак: «Дукча – да, разрешенный участок, но туда горбуши заходит мало, совсем мало, чтоб вы понимали. В приустьевой зоне находится лицензионный участок, стоит множество сетей, там же ловят сетями КМНС. Фактически устье полностью заблокировано сетями. А выше по течению речки людям разрешили ловить рыбу бесплатно. Ту, которая умудрится пройти сквозь частокол сетей. Выглядит как издевательство…
Никогда человек, ловящий на удочку, не нанесет вреда популяции, как это делают рыболовные компании, которым законодательно разрешен лов в море и в тех же реках. В данном случае рыба вылавливается массово и на законных основаниях. Например, река Ола сама по себе сложная, на нее сильный рыболовный пресс: и город, и трасса, и кого только там нет. И использование морских ставных неводов различными предприятиями в приустьевой зоне, неводы в самой реке – вот это реально влияет на популяцию. Когда воды мало в реке, они ставят неводы, и рыба выше не проходит вообще. Но им все можно, все разрешено. У них квоты. А контролирующие органы ловить меня будут с удочкой – злостного нарушителя, портящего рыбную популяцию».
Стоит отметить, что жалобы от рыбаков одни и те же из года в год и каких-либо серьезных изменений, удовлетворяющих их запросы, до сих пор нет.
А на счет уравнивания прав КМНС и простых магаданцев по части рыбного лова – то получается, что все решает Москва. Забавно здесь то, что с инициативой на федеральный уровень могли бы выйти наши, депутаты магаданской областной думы для его решения, но таких попыток не было ни разу за все эти годы.