Минпромторг РФ предложил проверить строительство верфей ОСК в Приморье
Министерство промышленности и торговли РФ предлагает правительству провести детальную проверку строительства двух верфей ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) на Дальнем Востоке, для чего направить в Приморский край полномочную комиссию с участием всех заинтересованных органов исполнительной власти, сообщили источник в судостроительной отрасли и источник, знакомый с перепиской правительства и Минпромторга.
КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ
По данным источников, проверка инициирована тем, что ОСК не в полной мере выполняет обязательства по строительству новых мощностей в Приморье, хотя отчитывается об обратном. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ПРАЙМ.
Согласно концепции развития предприятий, интегрированных в структуру ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС, "дочка" ОСК), и решению правительства РФ, в городе Большой Камень на базе Дальневосточного завода "Звезда" запланировано возведение сухого дока и комплекса новых корпусообрабатывающих цехов. В реализации данного проекта изъявили желание принять участие иностранные инвесторы, и было принято решение о строительстве на Дальнем Востоке двух новых верфей. Обе верфи были заложены в присутствии вице-премьера Игоря Сечина в ноябре 2009 года.
Верфь "Звезда-DSME" (совместное предприятие ОСК и южнокорейской компании Daewoo Shipbuilding Maritime Engineering, DSME) в бухте Большой Камень должна была стать единственным в России судостроительным производством крупнотоннажной морской техники водоизмещением до 300 тысяч тонн и объемом обрабатываемого металла в 220 тысяч тонн. Вторая верфь "Восток-Raffles" (СП с китайско-сингапурской Yantai Raffles) в бухте Пяти Охотников могла превратиться в крупнейшую базу по производству морских буровых установок весом до 40 тысяч тонн, предназначенных для освоения морского шельфа.
У ОСК ВСЕ ПО ПЛАНУ
Спустя всего несколько месяцев после закладки верфей, в феврале 2010 года во время рабочей встречи с председателем правительства Владимиром Путиным глава ОСК Роман Троценко заявлял: "Подготовительные работы на площадке ("Звезда-DSME" – ред.) уже ведутся, работает тяжелая техника. Мы ожидаем, что весь проект строительства мы завершим за 24 месяца с настоящего момента. Срывов нет".
В мае того же года также во время очередной рабочей встречи с Путиным Троценко утверждал: "Мы завершаем проектирование верфи в городе Большой Камень… В мае мы завершим тендерные процедуры и в июне ожидаем выход на строительную площадку".
А уже в середине февраля текущего года глава ОСК отчитался правительству о проделанной работе (копия письма о выполнении обязательств корпорации по развитию судостроительной промышленности на Дальнем Востоке на имя заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина имеется в распоряжении агентства "Прайм").
В документе, в частности, говорится о том, что первая очередь строительства верфи "Звезда-DSME" завершена. В рамках первой очереди полностью выполнены работы по строительству нового корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства в одном блоке общей площадью 70 тысяч квадратных метров, что позволяет осуществлять сборку судов дедвейтом до 120 тысяч тонн. "Окончание строительных работ – 20 апреля 2012 года, как и было предусмотрено планом", - отмечается в письме. Стоит отметить, что строительство производственных мощностей верфи будет выполняться поэтапно. Вторая очередь – строительство тяжелого стапеля и спускового устройства – должна завершиться в третьем квартале 2013 года.
Глава ОСК в своем письме добавляет также, что по "Восток-Raffles" поручение выполнено полностью, но с небольшими изменениями. В частности, они коснулись местоположения верфи. Изначально ее планировалось построить в бухте Чажма на территории "30 судоремонтного завода" ("30 СРЗ", интегрирован в ОСК) и "Военно-морского строительного управления Тихоокеанского флота" (ВМСУ ТОФ, подведомственное предприятие Министерства обороны).
Однако, "в результате отказа Минобороны России предоставить земельный участок для строительства, принято решение о ее передислокации на участок, примыкающий к порту Восточный". В документе говорится, что строительство производственных мощностей для постройки нижних оснований буровых платформ завершено, сухой док измерениями 300-400 метров построен. Отмечается также, что помимо СП "Восток-Raffles", создано его производственное подразделение "Воско".
ЧТО ЕСТЬ И ЧЕГО НЕТ
По словам источника, знакомого с перепиской правительства и Минпромторга, ведомство в конце апреля текущего года в ответ на соответствующий запрос Сечина подготовило свежий отчет о ходе строительства данных объектов и их соответствие ранее заявленным характеристикам.
В итоге Минпромторг пришел к выводу, что утверждение ОСК о 100% выполнении обязательств по строительству верфи "Звезда-DSME" не соответствует действительности.
"Проект верфи отсутствует, строительно-монтажные работы не начинались", - отмечает источник.
В Минпромторге считают, что виной тому, в том числе, мог стать неправильный выбор ОСК генпроектировщика. В марте 2010 года конкурсная комиссия ДЦСС и корейской DSME решили, что ни одна российская проектная организация не способна разработать проект подобной верфи и привлекли корейский же консорциум KORPEC/AUDC (аффилированные структуры DSME). Однако, в связи с режимностью предприятия, южнокорейцам не могла быть предоставлена полная информация об имеющихся объектах ДВЗ "Звезда". Кроме того, консорциум был незнаком с российским градостроительным законодательством, рассказывает источник.
В представленном осенью 2010 года генеральном плане строительства верфи "Звезда-DSME", разработанном корейской стороной, предлагалось перенести 24 объекта ДВЗ "Звезда", в том числе 11 цехов основного и вспомогательного производств, а также весь комплекс по утилизации атомных подводных лодок.
"Реализация этого плана по сути означала бы фактическую ликвидацию крупнейшего оборонного предприятия Дальнего Востока с непредсказуемыми последствиями для обороноспособности страны", - подчеркивает источник в судостроительной отрасли.
В конце декабря 2010 года в Минпромторге прошло совещание, на котором было принято решение о сохранении производственных цехов ДВЗ "Звезда" и изменении предложенного ранее генплана.
ПОЧЕМ ГЕНПЛАН
Изначально корейская сторона выполняла предпроектные изыскания безвозмездно. Однако в дальнейшем ДЦСС заключило с KORPEC/AUDC договор на проектирование.
На конец 2011 года корпорация понесла затраты в размере около 700-900 миллионов рублей, в том числе свыше 500 миллионов рублей – по прямым договорам со структурами DSME, отмечает источник в отрасли. Доработка проекта верфей и адаптация предложенных DSME проектных решений к российским нормативам обойдется в сумму еще около 400-500 миллионов рублей.
В начале апреля 2011 года ОСК сообщило, что разработка генплана завершена, проектная документация на строительство верфи подготовлена к предоставлению в органы государственной экспертизы.
Но в июне 2011 года на заседании комиссии Совета Федерации по национальной и морской политике на Дальнем Востоке по проблемам нормативно-правового обеспечения строительства судостроительного производственного комплекса на территории завода "Звезда" в очередной раз было отмечено, что проектная документация на строительство верфи "Звезда-DSME" в "Главгосэкспертизу" не направлялась, строительные работы (ввиду отсутствия проекта) на верфи не проводятся, а сроки ввода в эксплуатацию постоянно переносятся.
Источник, знакомый с перепиской, пояснил также, что ОСК еженедельно предоставляет в Минпромторг отчет о ходе работ на Дальнем Востоке и вплоть до середины декабря 2011 года корпорация сообщала ведомству, что строительно-монтажные работы на объекте действительно не ведутся.
"ЗВЕЗДНЫЕ" НУЖДЫ ОСК
Стоимость верфи "Звезда-DSME" оценивалась в 41 миллиард рублей. Основным кредитором должен был стать Внешэкономбанк, который мог выделить до 35 миллиардов рублей. В соответствии с соглашением о сотрудничестве между ДЦСС и Внешэкономбанком, последний брал на себя обязательство обеспечить надлежащее финансирование лишь при условии проведения экспертизы проекта и принятия органами управления положительного решения по ее результатам. Однако по данным источника, знакомого с процессом переговоров, пока никаких решений по кредиту банк не принял.
Между тем в начале марта текущего года директор управления по работе с клиентами машиностроения Сбербанка Владимир Яшин сообщал, что ОСК подала в банк заявку на привлечение 25-30 миллиардов рублей, однако банк также пока думает о том, какой объем средств готов предоставить.
МИНПРОМТОРГ НЕ В КУРСЕ
В настоящий момент также не существует полноценного проекта верфи "Восток-Raffles" для внесения в "Главгосэкспертизу", а ОСК в своих еженедельных отчетах в Минпромторг продолжает докладывать, что строительно-монтажные работы на верфи не осуществляются, отмечает источник, знакомый с перепиской ведомства и правительства.
Более того, никакой информации о решении ОСК по переносу верфи на участок, примыкающий к порту Восточный, а также о существовании производственного подразделения "Востко", Минпромторг от ОСК до сих пор не получил, уверяет он.
Изначально со стороны РФ планировалось внесение имущества в виде земельного участка и недостроенного сухого дока с готовностью в 20%, расположенного на территории "30 СРЗ" и являющегося собственностью ОАО "ВМСУ ТОФ", вошедшего в состав ОАО "Оборонсервис". Однако Минобороны и "Оборонсервис" не согласовали порядок передачи земли и дока, не была определена их стоимость, а также отсутствовали правоустанавливающие документы.
Смена площадки для верфи произошла только в сентябре 2010 года. Их было решено перенести в бухту Пяти Охотников, но не на участок, примыкающий к порту Восточный (порт Восточный находится в бухте Врангеля – ред.), как сообщила ОСК.