О промысле палтусов в восточной части Охотского моря
12 апреля на заседании Ученого совета КамчатНИРО был рассмотрен вопрос об ограничении рыболовства палтуса белокорого в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах.
Как рассказал старший научный сотрудник ФГБНУ «КамчатНИРО» Роман Новиков, палтусы относятся к числу ценных промысловых рыб. Являясь, приоритетным объектами отечественного рыболовства, пользуются устойчивым спросом, как в России, так и за ее пределами.
Белокорый и черный палтусы служат объектами специализированного или попутного (как прилов к другим рыбам) промысла. Два вида стрелозубых (азиатский и американский) палтусов добывают только как прилов.
В восточной части Охотского моря (Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах) белокорый и черный палтусы являются вполне обычными видами и встречаются в уловах различными орудиями лова повсеместно.
Для палтусов, в том числе белокорого и черного, характерно раздельное обитание молоди и взрослых рыб. Молодь (рыбы в возрасте до 3–4 лет) расселена, преимущественно, на шельфе. Рыбы старшего возраста переходят к постоянному обитанию в верхней части материкового склона. Причем, у белокорого палтуса значительная часть таких рыб в теплый период года совершает кормовую миграцию на шельф, в процессе которой смешивается с молодью. С осенним охлаждением вод происходит обратная миграция на склон. Именно в период зимовки и период, предшествующий кормовой миграции, белокорый палтус в восточной части Охотского моря образует относительно плотные скопления на глубинах 250-350 м. В этот же период у западного побережья Камчатки происходит образование плотных нерестовых скоплений тихоокеанской трески, но располагаются они несколько мельче (200-250 м). Черный палтус в указанном районе в зимне-весенний период практически по всему батиметрическому диапазону (от 300 м и глубже) держится разреженно, не образуя каких-либо значимых скоплений.
Таким образом, пространственное и батиметрическое распределение между тремя указанными выше ценными промысловыми видами (белокорый и черный палтусы, треска) в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах, в той или иной степени, взаимосвязано. Наиболее ярко такая связь выражена между белокорым палтусом и тихоокеанской треской. Тем не менее, формирование основных, наиболее плотных скоплений в разных батиметрических диапазонах позволяет, и ранее позволяло, подходить к ярусному промыслу трески, белокорого и (или) черного палтуса дифференцированно, т.е. при необходимости избегать специализированного промысла какого-либо из видов.
В Охотском море основным (доминирующим) видом палтусов является черный, а доля белокорого в уловах не превышает 10%, но последние три года отмечается поступательный, пусть и незначительный ее рост. По имеющимся данным за весь период исследований максимальный вылов белокорого палтуса у западного побережья Камчатки отмечен в 1985 г. и составил немногим более 1,78 тыс. т (данные КМПО). В последнее десятилетие вылов изменялся от 0,220 до 0,405 тыс. т.
Основная промысловая нагрузка на белокорый палтус приходится на первую половину года, когда значительную часть его общегодового вылова составляет прилов при ярусном промысле трески, а лов снюрреводами или тралами трески, минтая и камбал в оставшуюся часть года не оказывает существенного влияния на итоговые значения показателя. Прилов белокорого палтуса при промысле черного, как ярусами, так и сетными орудиями лова относительно невелик.
Последнее десятилетие основным орудием лова белокорого палтуса у Западной Камчатки был и ныне остается донный ярус. Ежегодно этим орудием лова добывается не менее трех четвертей от общегодового улова вида в этом районе.
Многолетняя позиция специалистов ФГБНУ «КамчатНИРО», вполне успешно реализованная на практике в 2009-2017 гг., заключается в том, чтобы определение ОДУ и учет вылова для всех видов палтусов был дифференцированным по видам. Ведь, несмотря на общие черты, присущие этой группе видов, они существенно различаются по биологии, экологии, пищевой ценности, рыночной стоимости и, главное, величине и состоянию запасов. Например, в 2017 г. промысловый запас белокорого палтуса у Западной Камчатки почти в десятки раз был ниже, чем у черного.
В 2018 г. с вступлением в действие ряда нормативных документов (Приказ Минсельхоза РФ от 14 августа 2017 г. № 405; Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2017 г. № 2569-р) и ситуация с распределением ОДУ изменилась. В этих документах стрелозубый палтус оказался отдельным объектом рыболовства, а дальневосточные белокорый и черный палтусы объединены в группу «палтусы».
Первоначально установленный Приказом Минсельхоза от 27 октября 2017 г. № 533 ОДУ на 2018 г. отдельно для белокорого и черного палтусов, во всех рыбопромысловых районах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна Приказом Минсельхоза России от 21.12.2017 № 643 был изменен на величину, полученную путем простого суммирования значений ОДУ каждого вида.
В середине января 2018 г. Камчатским филиалом ФГБУ «ЦСМС» рыбопромышленные предприятия были проинформированы о необходимости предоставления сведений о добыче (вылове) палтуса в ССД, в оперативных и статистических отчетах строго в соответствии с видовым составом, т.е. раздельно по видам.
Как показал проведенный анализ промысловой деятельности по конкретным пользователям этого ресурса, указание о раздельном учете вылова палтусов действительно выполняется. При этом пользователи свои квоты по белокорому палтусу осваивают в счет общей квоты по черному и белокорому палтусам, но акцент делается, прежде всего, на вылове последнего, учитывая его большую коммерческую стоимость, более «легкий» способ лова. Добывают его в настоящее время, в основном, как и в прошлые годы, в качестве прилова во время промысла трески ярусами, однако, некоторые пользователи ведут его специализированный лов.В результате, декларируемые объемы вылова по белокорому палтусу у ряда пользователей многократно превышают имеющиеся у них квоты на этот вид.
Общий вылов по группе «палтусы» пока невысок: освоение ОДУ в Камчатско-Курильской подзоне составляет 28,6%, а в Западно-Камчатской — 22,0%. Однако если соотнести вылов с биологически обоснованными величинами ОДУ отдельно по видам, то по состоянию на 12 апреля 2018 г. в первой подзоне по белокорому палтусу вылов уже превысил ее в 2,7 раза, а во второй — почти в 1,5 раза (таблица). В целом, перелов более чем в 2 раза!
Таблица. ОДУ, вылов и освоение ОДУ палтусов у Западной Камчатки по данным судовых суточных донесений (ССД) из отраслевой системы мониторинга Росрыболовства (ОСР) по состоянию на 12.04.2018 г.
Объект |
Западно-Камчатская подзона |
Камчатско-Курильская подзона |
||||
|
ОДУ, т |
Вылов, т |
Освоение ОДУ, % |
ОДУ, т |
Вылов, т |
Освоение ОДУ, % |
Палтусы, в т.ч. |
2975 |
654,1 |
22,0 |
2998 |
858,2 |
28,6 |
белокорый |
225 |
328,0 |
145,8 |
188 |
505,0 |
268,6 |
черный |
2750 |
326,1 |
11,9 |
2810 |
353,2 |
12,6 |
Нынешний интенсивный вылов белокорого палтуса, в т.ч. молоди и рекрутов (рыб, готовых пополнить репродуктивную часть стада) вполне может привести к ситуации, отмечавшейся в 70-е годы прошлого столетия в западной части Берингова моря, когда в результате активного лова японскими траулерами, ярусоловами и присоединившимся к ним с некоторым отставанием отечественным флотом, запасы белокорого палтуса в этой части ареала оказались в депрессивном состоянии, выход из которого продлился более десятилетия. К тому же, на наш взгляд, молодь и палтус небольших размеров по своим пищевым свойствам годятся разве, что для изготовления белковой массы, а крупный и средних размеров белокорый палтус – это ценный во всех отношениях продукт, даже без дополнительной обработки. Неожиданный или несвоевременный выброс большого объема белокорого палтуса на продажу обязательно снизит цены на него.
Таким образом, с объединением в 2018 г. сильно различающихся по биологии, величине промыслового запаса, ценности белокорого и черного палтусов в одну группу «палтусы» и суммированием их ОДУ, вылов первого за счет ведения его специализированного промысла существенно вырос. При этом норм, регламентирующих изъятие отдельного вида в рамках суммарного ОДУ (в нашем случае, двух видов палтусов) при ведении промышленного и прибрежного рыболовства в ИЭЗ РФ, в территориальном море и на континентальном шельфе РФ, в действующих Правилах рыболовства нет.
Ввести запрет в этом районе по орудиям лова, срокам или изобатам не представляется возможным, т.к. это затронет ярусный промысел трески и других видов. Тем не менее, для группы «палтусы» предельно ясно обозначены два вида ее составляющие (белокорый и черный), что позволяет, не выходя за рамки этой группы и не затрагивая суммарный ОДУ, ввести некоторые ограничения или запрет для одного из видов слагающих группу.
В целях сохранения запасов и рационального использования ресурсов белокорого палтуса, специалистами ФГБНУ «КамчатНИРО» подготовлен, рассмотрен и одобрен на Ученом Совете комплекс мер:
1. Внесение изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. В частности, предложено п. 13 дополнить новым подпунктом 13.11:
п. 13 Запрещается осуществлять добычу (вылов) вида водных биоресурсов, который в данном районе независимо от процентного соотношения к другим видам водных биоресурсов обеспечивает систематические высшие уловы этого объекта конкретным орудием добычи (вылова) или при определенном способе добычи (вылова) (далее – специализированный промысел):
п. 13.11. палтуса белокорого в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах.
Введение данного ограничения позволит не допустить целенаправленную добычу белокорого палтуса (круглый год), при этом вылов его в качестве прилова на других видах лова допускается.
Несмотря на то, что согласно распоряжению Правительства РФ от 18 ноября 2017 г. № 2569-р в настоящее время объектом рыболовства является палтус, а не белокорый и черный отдельно, полагаем, что в Правилах рыболовства меры регулирования можно вводить в отношении отдельных видов. Такая практика существует. В частности, п. 18.5 запрещается «устанавливать нижнюю подбору донных жаберных сетей при добыче (вылове) палтуса черного на расстоянии менее одного метра от поверхности грунта», а п. 20 установлена промысловая мера раздельно на черного и белокорого палтусов.
2. Введение запрета на промысел (за исключением добычи (вылова) для НИР) белокорого палтуса в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах с 1 мая 2018 г.
Такую «жесткую» меру позволяет вводить п. 1 статьи 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ.
3. Внесение изменений в Перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное и прибрежное рыболовство (Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2017 г. № 2569-р).
В частности, предлагается в вышеупомянутом нормативно-правовом акте исключить объект рыболовства «Палтусы» (виды родов Hippoglossus, Reinhardtius);
включить объекты рыболовства:
Палтус белокорый (Hippoglossus stenolepis)
Палтус черный (Reinhardtius hippoglossoides matsuurae).
По сути, предлагается вернуться к редакции Приказа Минсельхоза России от 16 октября 2012 г. № 548 (в настоящее время отменен), в котором белокорый и черный палтусы значились, как отдельные объекты рыболовства.
4. С учетом значительного превышения ОДУ белокорого палтуса в Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах в 2018 г. необходимо скорректировать в меньшую сторону предварительно установленный ОДУ на 2019 г.